Гипотезы по объекту исследования подразделяются на:
a) гипотезы общие;
b) гипотезы частные.
Объяснительные гипотезы, по-разному объясняющие одни и те же факты, называются версиями.
Всякая гипотеза в своем развитии проходит определенные этапы:
a) анализ отдельных фактов и отношений между ними;
b) синтез фактов и их обобщение;
c) выдвижение самого предположения.
При выдвижении гипотезы необходимо учитывать ряд принципиальных требований:
1. Объективность исследования. Объективность здесь означает, с одной стороны, отсутствие предвзятости, а с другой стороны – всесторонность рассмотрения, что сводится к рассмотрению всех фактов и к построению всех версий.
2. Состоятельность гипотезы, что заключается, во-первых, в непротиворечивости гипотезы, во-вторых, в принципиальной проверяемости гипотезы, в-третьих, в эмпирической и теоретической обоснованности гипотезы, и, в-четвертых, в информативности гипотезы, т. е. в ее возможности выйти на новые, еще неизвестные факты и дать им рациональное объяснение.
Всякая гипотеза должна быть принципиально проверяема. Процедура проверки состоит из двух этапов:
1. Дедуктивное выведение следствий.
2. Сопоставление выведенных следствий с фактами.
Проверка гипотезы на истинность есть начальный момент ее доказательства. Обычно при доказательстве гипотезы, так или иначе, применяют три способа:
1. Дедуктивное обоснование выраженного в гипотезе предположения.
2. Логическое доказательство гипотезы.
3. Непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.
В практике конкретной юридической деятельности, а именно, в предварительном следственном процессе и в судебном расследовании выдвигаемые гипотезы получили название версий. Исходя из специфики указанных видов деятельности, можно сказать, что версия есть один из вариантов предположения об одном и том же.
Любая версия проходит в своем развитии два этапа:
1. На первом этапе развития версии должно быть реализовано требование полноты поля возможных предположений. Иначе говоря, должны быть выдвинуты все возможные в данных обстоятельствах версии.
2. На втором этапе развития каждая из версий должна быть объяснена с позиции всех имеющихся для нее данных, и это обычно сводится к комплексу следующих требований:
§ разрабатываемое предположение не должно быть как внутренне логически противоречивым, так и не должно противоречить фундаментальным положениям науки;
§ все разрабатываемые предположения должны быть доступными для необходимой логической и практической проверки (верификации);
§ все разрабатываемые предположения не должны противоречить никаким ранее установленным фактам, в том числе и таким, для объяснения которых оно вовсе и не предназначалось;
§ разрабатываемые предположения в случае необходимости их элиминации просто так не отбрасываются, а если это и происходит, то для этого нужны соответствующие достаточные основания (факты, соображения, мотивы).
В деятельности правоохранительных органов, являющейся разновидностью юридической деятельности, выдвигаемые версии получили название криминалистических версий. Такое название они получили вследствие того, что с самого начала они были ориентированы на раскрытие преступлений. В этой связи, криминалистические версии, образовавшиеся в процессе дознания или предварительного следствия, получают обозначение как следственные версии. Криминалистические версии, возникшие в процессе судебного разбирательства, фиксируются как судебные версии. Криминалистические версии, появившиеся и подвергшиеся проверке в процессе оперативно-розыскных мероприятий, называются – оперативно-розыскными версиями. Наконец, в процессе экспертизы возникают свои специфические, а именно, экспертные версии.
Другие материалы:
Материнство и его основные компоненты
Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способ ...
Психолого-педагогическая характеристика развития
детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34]
За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее д ...
Личностные и ситуативные аспекты временной перспективы личности
Проблему временной перспективы исследовали такие психологи, как К. Левин, Л. Франк, И. Наттин, Р. Кастенбаум и др. Часто, обсуждая проблему временной перспективы, психологи сводят ее к сугубо субъективным параметрам времени, к определению ...