В исследовании использовались методы наблюдения, психодиагностические методы (опросник Мини-мульт), метод экспертных оценок. В течение летнего туристского сезона мы наблюдали за взаимодействием инструкторов при решении рядовых трудовых задач: подготовка к походу (проверка снаряжения, проведение собрания), обеспечение безопасности на всем маршруте, хозяйственно-бытовая деятельность и организация досуга туристов.
Нами были выделены следующие категории наблюдения:
1 эмоциональная устойчивость /лабильность, тревожность (поведение в стрессовых условиях – в ситуации высокой ответственности, например, при исполнении роли руководителя спортивного туристского похода, реакция на неудачу и неопределенную ситуацию);
2 оптимистичность /пессимистичность - ожидание позитивного/негативного в будущем, отношение к неудачам, большим нагрузкам;
3 проявления конформности /нонконформности - оценивалась степень участия в принятии группового решения, личный вклад;
4 ригидность - уверенность в своей правоте, споры, стремление «делать по правилам», требования такого же выполнения заданий от членов группы, застревание на негативных моментах взаимодействия;
5 импульсивность /зажатость - отмечалась степень самоконтроля, ориентация на нормативность в поведении, на нормы, принятые в профессиональной среде.
После каждого похода сами испытуемые оценивали свое взаимодействие (как успешное - неуспешное) и выделяли ситуации, вызвавшие конфликты.
Также нами было проведено тестирование инструкторов с помощью опросника Мини-мульт. Эта модификация стандартизированного многофакторного метода исследования личности была рекомендована нам психологической службой МЧС г. Нижнего Новгорода. Результаты помогли выделить нам личностные особенности испытуемых.
Полученная информация позволила выделить принципы, на основании которых возможно формирование рабочей пары. Так как работа сопряжена со стрессом, желательно, чтобы индивиды, склонные к повышенной тревожности и пессимизму, не усугубляли эмоциональное состояние друг друга. Рядом с ними желательно нахождение человека с противоположной тенденцией. Беспечность же обоих членов пары может привести к аварийной ситуации. Как показало наблюдение, в то же время, слишком сильное противоречие в понимании ситуации может привести к конфликту. Как известно, различная степень совместимости и срабатываемости зависит от оптимального распределения функций типа «лидер – ведомый» в группе. Двум людям, каждый из которых стремится к лидированю, тем более, к соперничеству, будет трудно отказаться от своей точки зрения, уступить. Могут возникнуть трудности на маршрутах у пар, обе стороны которых склонны к педантизму, уверенности в своей правоте. Люди, склонные к гипостеническому типу реагирования на стрессовые условия, в аварийной ситуации пассивны, растеряны, не могут проявить инициативы, следовательно, рядом с ними должен быть человек с преобладающим стеническим типом реагирования – действенный, решительный, уверенный.
В результате тестирования было выявлено, что большинство инструкторов не являются акцентуированными личностями (обладающими ярко выраженными особенностями), следовательно, принцип формирования рабочих микрогрупп (диад) может быть достаточно гибким, возможны различные варианты. Мы предполагаем, что хорошей психологической совместимости способствует формирование норм внутри группы, которое осуществляется благодаря развитой системе обучения при туристском клубе.
Таким образом, мы считаем, что креативность и парадоксальность могут являться достаточными и универсальными механизмами разрешения ролевого конфликта. В настоящее время нами ведется исследование на базе одного из предприятий г. Ярославля. Цель – выявить особенности проявлений креативности как механизма разрешения ролевого конфликта руководителями с разным уровнем выраженности данного конфликта, а также с выраженным РК разного типа.
Другие материалы:
Проблемы современной психологии.
Психология изучает психику как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы - сознания. Развитие трудовой деятельности и основан ...
Вывод
Говоря об терапевтических возможностях искусства, чаще всего имеют в виду именно изобразительное искусство. Картины, написанные масляными или акварельными красками, рисунки карандашами, мелками, фломастерами, составление коллажей и т. п. ...
Выбор типа разогрева
Направленный и ненаправленный разогрев, выбор разогрева
Меры, принимаемые директором для разогрева, могут зависеть от того, готов ли протагонист к действию с самого начала сеанса.
1. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и ...