Терапевтические возможности музыкального искусства

Материалы » Терапевтические возможности искусства » Терапевтические возможности музыкального искусства

Страница 3

Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. [14]

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы. [14]

Философ Алкуин дал музыке удивительную характеристику: «Музыка – наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках», объясняя это тем, что музыка – наука о красоте, а красота есть во всем том, в чем есть сходство, правильность, симметрия частей. Г. Анфилов в книге «Физика и музыка» (М., 1964) пишет: «Ушная раковина по форме напоминает эмбрион человека, где можно обнаружить точки, связанные со всеми внутренними органами. Заболит живот – активизируется точка в верхней части уха. Глаза – точка в нижней части ушной раковины. Следовательно, массаж уха стимулирует деятельность нашего организма». Немецкий ученый Гельмгольц обнаружил во внутреннем ухе крошечный рояль. Математик Лейбниц как-то заметил: «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике».

И.И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Музыка, помогающая создать гармонию тела и души: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии; Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека; Фридерик Шопен – его романтические по стилю произведения действуют на человека умиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь; Джузеппе Верди – прежде всего оперы «Риголетто», «Травиата», не меньшее влияние на психику человека оказывает его «Реквием»; Лео Делиб – опера «Лакме», балеты «Сильвия», «Коппелия», музыка которого эффективна на занятиях с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата; Клод Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен», «Что видел восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски». Музыка коммуникативного характера, создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции: Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер» до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями. Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро».Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана: они улучшают внимание, помогают сосредоточиться.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Сенсорная организация личности
Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование о ...

Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, осо ...

Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru