Новым интересным ходом в анализе архетипического потенциала мифа является исследование жизни смертных героев, связанных с тем или иным богом. Так, например, история Мелампа, понимающего язык зверей, помогает понять и осознать ведомого богом и близкого к природе Диониса.
Описываемые Г.Б. Бедненко "сценарные архетипы" не сводимы ни к характерологии, ни к ролевым моделям и сценариям. Ведь архетип накладывает свой отпечаток на человека родственного ему типа в определенных условиях. При этом каждый человек может подвергаться влиянию различных архетипов в различные моменты времени. Правда, как отмечает Бедненко у мужчин смена основных архетипов проходит сложнее, чем у женщин. Как правило, в его жизнетворчестве играют роль один-два образа, занимающие наиболее твердую позицию.
Г. Б. Бедненко считает, что архетипы мужественности играют важную роль в жизни каждой женщины. С одной стороны, это проявляется "в выборе партнеров и в "притягивании" самых разных мужчин, которые непременно оказываются в чем-то похожими", образе идеального мужчины. С другой стороны, архетипы влияют на жизнь женщины, используя сны.
Архетипы божеств – это те силы, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Полная поглощенность архетипом может быть опасна не только для человека, но и для его окружения. Например, Карл Юнг рассматривал архетип Водана (бога битв, боевого безумия, вдохновения у др. германцев) как основной фактор, сформировавший личность Адольфа Гитлера. Свобода человека лежит в осознании влияния различных архетипов и использовании их как ресурсов. Поэтому работы в данной области вряд ли когда-либо потеряют актуальность.
Г. Б. Бедненко рассматривает не только мифы, непосредственно связанные с восемью богинями. Особое внимание уделяется героиням Деметры, Персефоны, Артемиды, Афины, Афродиты, Геры и Гестии (для Гекаты оказалось затруднительным отыскать героинь со своим путем развития). Через призму этих историй наилучшим образом высвечивается путь развития архетипа внутри человека и возникающие на этом пути кризисы. Истории героев не просто ближе к реальной жизни. Как говорит автор: "У Богов нет выбора. Только смертные могут выбирать". Герои имеют большую свободу, чем Боги. Таким образом рассмотрение истории героя помогает простроить мостик между мифологической заданной реальностью и нашей жизнью, в которой мы вольны действовать наиболее свободно.
Геката рассматривается в качестве самостоятельного архетипа у Г. Б. Бедненко впервые (у Болен, например, эта богиня рассматривается лишь в триаде Артемида-Селена-Геката). Это прямое следование как за греческим мифом, так и за современными модификациями мифами в неоязыческих традициях. Введение отдельного архетипа, связанного, в том числе и с преклонным возрастом женщины, сегодня особенно важно, так как количество пожилых дам, нуждающихся в помощи психологов или занимающихся самостоятельным изучением себя постоянно увеличивается.
Идеи Г. Б. Бедненко, безусловно, будут интересны не только мужчинам. Ведь архетипы мужественности играют важную роль в жизни каждой женщины. С одной стороны, это проявляется "в выборе партнеров и в "притягивании" самых разных мужчин, которые непременно оказываются в чем-то похожими", образе идеального мужчины. С другой стороны, архетипы влияют на жизнь женщины, используя сны.
Другие материалы:
Социальные факторы
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство ...
Установки в общении
Установка - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения.
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступа ...
Конституционная типология характера
Э. Кречмер предложил типологию характера строить исходя из конституции человека.[1] Он выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела (конституции) человека: астенический, атлетический и пикнический. И хотя достаточн ...