Основные направления развития Я-концепции у подростков

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Основные направления развития Я-концепции у подростков

Страница 1

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны у человека есть знания о том, каков он в реальности, какими качествами обладает. В психологии такая система представлений о себе называется Я-реальное (понятие Я-реальное — не предполагает, что эти представления всегда реалистичны, речь идет о том, что они отражают собственное мнение человека о себе, которое может, как соответствовать истине, так и не соответствовать ей).

Но с другой стороны есть некий идеал — представление о том, каким следует быть. У ребенка он обычно связан с образом, какого то конкретного человека или социальной роли, а у подростка это чаще уже не образ конкретного персонажа, а некий перечень качеств, которому человек хотел бы соответствовать называется Я-идеальное.

Я реальное и Я-идеальное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие. И, что характерно, чем более развит подросток в интеллектуальном плане и чем значительнее его творческий потенциал, тем у него степень этого расхождения выше. То есть он нацелен на высокие ориентиры, полностью соответствовать которым не удается (что собственно и стимулирует его к постоянному развитию).

Когда возникает сильное противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

а) Через деятельность, будь то учеба, труд, спорт или какая иная форма совершенствования. Это даст шанс «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых (естественно, если идеал реалистичен). Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели.

б) Через изменение Я-идеального, т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе не достижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто, не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается так, что в результате «снижения идеалов» человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию — якобы, и так прожить можно .

в) Через изменение Я-реального, т.е. представлений о том, каков ты есть.

У подростков появляется желание и возможность заниматься познанием собственной личности, выявлять качества, которые отличают ее от всех других людей. Это порождает тягу к самоутверждению — стремлению завоевывать весомый статус и уважение в глазах других людей, проявлять себя именно в тех качествах, которые представляются наиболее ценными. Как правило, подростковый возраст протекает наиболее бурно и сопровождается сильным психологическим кризисом как раз тогда, когда эти потребности выражены ярко (это, впрочем, и повышает желание развиваться), а возможностей для их реализации нет.

При высоком уровне притязаний и не достаточном осознании своих возможностей идеальное Я может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Из-за широкой изменчивости процесса роста и стремления подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Неадекватное представление о своем физическом облике может приводить к кратковременным нервным расстройствам, становиться первопричиной возникновения сложных невротических комплексов, основывающих на чувстве собственной неполноценности. Следствием этого является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ), низкая вера в себя, возникнув, приводит к дальнейшим нарушениям. Х.Ремшмидт указывает следующие воздействия неблагоприятной «Я-концепции»:

1. Снижение уровня самоуважения и как следствие социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко поддаются влиянию группы, втягиваются в преступные действия.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Понятие и типы темперамента
Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение т ...

Механизмы влияния родителей на подростков
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители ...

Восприятие пространства
В понятие «восприятие пространства» вкладывается двоякий смысл. Во-первых, это психическое отражение физического пространства как вместилища различных реальных физических объектов, включая самого наблюдателя. Указанные объекты могут предс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru