Методы воспитания

Материалы » Технология воспитания » Методы воспитания

Страница 1

Под методами воспитания

понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.

Средства воспитания

– все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.

Приемы воспитания

– частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.

К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.

К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, требование, принуждение.

Есть группа методов стимулирования должного поведения: соперничество, состязание, поддержка, показ перспектив, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию и др.

Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное – личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.

Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:

- отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,

- активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,

- размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакции,

- не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.

Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:

- по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,

- по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,

- по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективная работа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,

- по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,

- по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка, исправительные и др.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Младенчество
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося ...

Сущность трансактного анализа Э.Берна
Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на т ...

Наследственность и условия жизни как причина различий темпераментов
В происхождении типа темперамента главную роль, по-видимому, играет наследственность. Наиболее убедительно это подтверждается, если сравнить свойства темперамента у одинаковы (гомозитных) близнецов, у которых наследственные физиологически ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru