Похожие ситуации часто встречаются в технике: аварийные режимы или аварийные отключения каких-либо агрегатов, установок, приборов (из-за энергетических, тепловых, физических и других перегрузок) направлены на сохранение целостности и потенциальной работоспособности этих агрегатов или приборов и нередко такие системы защиты предусматривают автоматический обратный переход в нормальный режим функционирования или эксплуатации.
Но известны и другие случаи, когда частичный контроль переходит к глубинному сознанию – это опасные ситуации, в которых человек ведет себя чисто рефлекторно. Например, мы резко и неосознанно (по отношению к верхним уровням сознания) отбрасываем горячий предмет, если неосторожно взяли его в руки, подгибаем ноги в коленях, когда падаем или прыгаем с высоты и т. п. Такая реакция (безусловные рефлексы) не зависит от того, что мы видим или слышим в этот момент, слепой или глухой человек поступает в подобных ситуациях точно так же, как и вполне здоровый. Это в какой-то мере косвенно подтверждает предположение (более подробно это будет рассмотрено в других главах) о том, что глубинное сознание не имеет прямого выхода на органы зрения и слуха.
Каково происхождение уровня глубинного сознания? Этот уровень зародился вместе с самыми первыми, доисторическими прототипами животных организмов[6] как необходимый регулятор примитивных функций жизнеобеспечения, усложнялся и совершенствовался параллельно с усложнением и совершенствованием структуры организма. Несколько миллиардов лет назад именно этот, тогда единственный уровень сознания, и контролировал весь организм. Только инстинктов тогда было меньше: скорее всего, один – инстинкт самообеспечения, но и в него входило немного безусловных рефлексов. Размножались такие первоживотные, вероятно, бесполым путем, поэтому и инстинкт размножения, в обычном понимании, отсутствовал. Первые прототипы животных не имели ни сколько-нибудь развитых органов чувств, ни органов активного движения, ни даже естественных врагов – все это появится позднее, в результате эволюционного развития самих животных. “Пионерам” животного мира было достаточно по мере необходимости просто поглощать пищу, например, простейшие растения. Этим процессом и “заведовали” первые нервные клетки, древнейшие прототипы глубинных отделов головного мозга.
До тех пор, пока у первоживотных не было сколько-нибудь развитых органов чувств, которые могли бы предупредить об опасности, органов активного движения, которые помогали бы избежать такой опасности, и собственно врагов, то они вполне обходились и без инстинкта самосохранения. Например, кораллы и сегодня легко обходятся без инстинкта самосохранения. Какой им прок от такого инстинкта, если избежать опасности они все равно не могут? Ведь у них нет органов движения, а органы их чувств, видимо, недалеко ушли в своем развитии от примитивных органов чувств первоживотных.
Такая “идиллия” продолжалась по нашим понятиям долго, может быть, миллионы лет, но в конечном итоге одни первоживотные начали поедать не только растения, но и себе подобных. Решающую роль в этой борьбе за существование стали играть органы чувств и движения. Древнейшие прототипы животных вряд ли имели даже один сколько-нибудь развитый орган чувств, и, скорее всего, этим органом был примитивный анализатор съедобности или несъедобности пищи. Но в последствии, именно эволюционное усовершенствование этого примитивного анализатора привело к появлению более развитых и совершенных органов чувств, и в первую очередь – органов осязания и вкуса. Используя свои примитивные прототипы органов чувств, первоживотные находили и поедали пригодную для них пищу. Съедобную часть своего “обеда” они усваивали, а от несъедобной избавлялись как от ненужного компонента или балласта. Такой принцип усвоения пищи и сегодня характерен для всех животных.
Появление самого первого органа чувств – скорее всего это был орган вкуса – дало мощный толчок в ускорении эволюции, и прежде всего в отношении хищников: теперь они уже не были совершенно “слепыми” в поиске своей добычи. То же самое можно сказать и о первых органах активного движения – все это стало важнейшими факторами в борьбе за существование.
Другие материалы:
Современное состояние проблемы изучения уровня
притязаний в психологии
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соот ...
Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятел ...
Формирование коллектива учащихся как условие эффективности интегрированного
обучения
Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в системе установок социальных, ценностных ориентаций, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деят ...