Межличностный конфликт на внутриличностной основе

Материалы » Технология работы с различными видами конфликтов » Межличностный конфликт на внутриличностной основе

Страница 2

Двусторонний внутриличностный конфликт ("две больные головы"). Этот вариант чаще встречается в ситуациях случайного или эпизодического взаимодействия, хотя иногда "коса находит на камень" и у постоянных партнеров. Это наиболее интенсивный по конфликтным проявлениям и наиболее чреватый негативными последствиями вариант. Очевидно, что он может включать в себя в качестве составных элементов предыдущие варианты.

При диагностике межличностного конфликта на его внутриличностное происхождение обычно указывает:

эмоционально взрывной, аффективный характер действий сторон, особенно инициатора конфликта;

явная неадекватность для стороннего наблюдателя действий сторон выдвигаемым причинам и основаниям;

очевидная необдуманность воздействий (упреков, обвинений, угроз, физических действий);

Спонтанность, случайность, неожиданность возникновения конфликтной ситуации в большинстве случаев (для варианта 3 со стороны инициатора может быть характерна некоторая подготовленность к ситуации).

При урегулировании и разрешении данного конфликта важно:

Прежде всего, блокировать конфликтные действия и острые конфликтные состояния сторон путем оперативного посредничества авторитетного лица, применения власти и концентрации внимания на наиболее агрессивной стороне, ибо в крайних случаях, например, в состоянии сильного алкогольного опьянения или при интенсивных психопатологических проявлениях возможны и непоправимые исходы вплоть до применения оружия и суицидального поведения;

применяя убеждение, соответствующие психотехники, добиться осознания сторонами (и, прежде всего, инициатором, агрессивной стороной) отсутствия исходной проблемы межличностного взаимодействия, осознания неадекватности (несправедливости, неправомерности)"случившихся" действий, понимание причин возникшей ситуации, коррекции внутренних картин конфликта у его участников;

подготовить и провести, при возможности, процедуру примирения сторон, достичь признания виновником конфликта неправоты своих действий перед потерпевшей стороной, принятия ответственности за содеянное, а также обеспечить принятие потерпевшей стороной моральной и иной компенсации;

при наличии серьезного внутриличностного конфликта у одной из сторон - учесть его особенности при проведении разбирательства и урегулирования межличностного конфликта в направлении их смягчения, а главное - оказать психологическую помощь в разрешении внутренних проблем; при необходимости - обеспечить психотерапевтическое лечение.

В работе с конфликтами следует учитывать, что внутриличностный конфликт помимо рассмотренного варианта (как основы конкретного межличностного конфликта) может выступить также и по-другому:

как основа отдельного узла, эпизода сложного, составного конфликта, имеющего в целом другую природу (например, делового);

как важная характеристика психологии участника конфликта обычно любой

внешний, в частности, межличностный конфликт часто инициирует внутренний, внутриличностный конфликт;

как исход и последствие межличностного конфликта.

При работе психолога с межличностными и групповыми конфликтами всегда следует обращать самое пристальное внимание на внутриличностные конфликты. Опасно использовать тактику урегулирования межличностных и групповых конфликтов путем перекачивания конфликтности во внутриличностную сферу, ибо рано или поздно "джин может вырваться из бутылки". В то же время, полноценная работа с внутриличностными конфликтами требует иной позиции и технологии работы психолога - психотерапевтической.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Виды ощущений
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений: - зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза; - слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музы ...

Характеристика стратегий поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личнос ...

Характеристики восприятия
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого. В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоп ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru