Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.
Развитие конфликта определяется:
позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член группы);
уровнем развития группы, характером интересов, норм и ценностей, которые она отстаивает (узкогрупповые интересы, традиции и обычаи группы, деловые интересы сплоченной группы и др.);
Зависимостью характера и результатов деятельности группы, её нормального функционирования от наличия и результатов данного конфликта.
Основные варианты:
Конфликт "лидер - группа". На первый взгляд, никакого конфликта между ними быть не может, ибо лидер выражает интересы группы. И, тем не менее, это ситуации: "зарвавшегося" лидера, столкновения лидера с отстающей в своем развитии группой, выдвижение нового лидера и др.
Новатор - консервативная группа. В зрелом коллективе новатора обычно поддерживают и оказывают ему помощь. Консервативно же настроенная группа принимает новации в штыки. Возможен также подвариант непродуманного, прожектерского новаторства, ибо не все новое - безусловно лучшее.
"Белая ворона". Чаще всего в роли белой вороны выступает новичок в коллективе, который по каким-то параметрам резко отличается от остальных. Это может быть уровень образованности, склад мышления, манера поведения и даже манера одеваться, что для женских коллективов достаточно значимо, и др. Обычно это противоречит сложившимся нормам и образцам поведения в группе и вызывает сначала пересуды, а потом - "при "настойчивости" белой вороны - и серьезные столкновения.
Моббинг, "козел отпущения", "выживание из коллектива". Моббинг - в переводе с английского, - преследования, нападки, придирки. Это явление обычно имеет место в рабочих коллективах с нормами жизни примитивной группы, когда кто-то обязательно должен быть козлом отпущения. Оно близко к так называемой дедовщине. Более жесткий подвариант - когда преследования ведутся с целью выживания неугодного из коллектива.
При диагностике этого конфликта:
наибольшая сложность возникает при работе с закрытыми (как в профессиональном, так и в психологическом плане) группами и коллективами;
следует избегать, особенно на первых шагах, квалифицировать стороны конфликта как виновную и потерпевшую, правую и неправую;
особое внимание следует уделять изучению группы (как стороны конфликта), её структуры, норм, ценностей, традиций, в том числе и с помощью специальных психологических методик.
Урегулирование и разрешение конфликта: самый простой и радикальный способ, особенно если конфликт далеко зашел, - удаление личности из группы (в большей степени это касается вариантов "все на одного", чем "один против всех"); при очевидной нравственно-этической ущербности действий выражен эффект публичного обсуждения возникшей проблемы в рамках коллектива, в который входит данная группа, и с привлечением авторитета вышестоящего руководителя; в случае явного моббинга и при примитивных групповых нравах и психологии необходима серьезная психокоррекционная работа с группой, с её авторитетами и лидерами; при тяжелых для личности последствиях столкновений с группой ей бывает необходима специальная психологическая поддержка.
Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - крайне опасен и разрушителен. Чаще существует в форме скрытого противоборства, а в латентных и пассивных формах (формализация межгрупповых отношений, уклонение от профессионального взаимодействия и служебного сотрудничества) свойственен многим большим коллективам.
На его развитии сказываются:
недостатки целенаправленной и продуманной работы по формированию и развитию профессиональных и служебных групп и коллективов;
практика формирования на базе отдельных коллективов и подразделений своеобразных "отстойников кадров", скоплений сотрудников, переведенных сюда по отрицательным мотивам;
значительное расхождение официальной и неофициальной структуры коллектива, увеличение роли неформальных лидеров и др.
Основные варианты:
Противостояние официальных групп на профессионально-деловой почве. Чаще всего это сотрудники различных подразделений (например, уголовного розыска и следствия). Эти конфликты обычно протекают в скрытой форме и определяются, прежде всего, различием менталитетов и критериев оценки результатов служебной деятельности. Часто возникают и обостряются при перегрузке по службе и ухудшении условий работы.
Другие материалы:
Эмоциональное
состояние организма
Многие психологи считают, чтобы влюбиться, необходимо особое состояние души. Другими словами, одного и того же человека можно сегодня безразлично пропустить мимо себя, а встретив спустя две недели, потерять от него голову. И это справедли ...
Теория влияния внешнего облика и речевого поведения работника сервиса
Итак, рассмотрим влияние внешнего облика и речи специалиста сферы сервиса (суть продавца) на покупательские мотивы потребителя.
Первое впечатление во многом зависит от внешнего вида продавца. Организаторы торговли учитывают это и старают ...
Формирование и развитие
личности - проблема современной психологии и социологии
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисципл ...