2. Конфликт превышения власти. Возникает в результате действий властной стороны, превышающих ее полномочия. Развивается в зависимости от реакции подчиненной стороны и последующих действий властной стороны ("отрабатывает назад", признает свою правоту или упорствует, продолжает первоначальное действия).
3. Конфликт перераспределения власти. Возникает в результате действия сторон, обладающих соответствующей властью или претендующих на нее. Действия могут быть направлены как друг на друга, так и в отношении третьей, подчиненной стороны. Есть несколько подвариантов, учитывающих степень и характер соподчиненности конфликтующих сторон, вовлеченности третьей стороны как предмета конфликта (характера поведения " слуги двух господ", участия вышестоящих инстанций.
4. Конфликт видов власти. Обычно выделяют несколько разновидностей власти: принуждения, вознаграждения, законная, референтная (основанная на идентификации с властью), экспертная (основанная на знании) и др. Во многих коллективах помимо официального руководителя есть неформальные лидеры, авторитетные в соответствующих областях специалисты, столкновения между которыми нередко связаны с "борьбой за умы". Этот вариант наиболее распространен в научно-педагогических коллективах.
Диагностика данного конфликта относительно проста, пожалуй при малоэпизодном столкновении сторон на почве нарушения субординации, в большинстве случаев - осложнена в связи закрытостью отношений власти и ограничены доступом к необходимой информации. В чистом виде встречаются редко, тесно связан и переплетается с формальным, организованным конфликтами, с позиционным соперничеством в организациях.
Урегулирование и решение конфликта:
требует особого внимания к заказу на работу с конфликтом, присутствии заказа властной стороны или вышестоящей инстанции действия психолога могут быть расценены как вмешательство в дела руководителя, что осложняет ситуацию;
проводиться обычно в форме конфликтологического консультирования и требует соответствующей психолого-управленческой подготовленности;
в работе с подчиненной стороной может быть полезно обучение специальным психотехникам, например, технологии управления шефом.
Системный конфликт
Это конфликт, в котором столкновение сторон детерминировано системными, надсистемными, глобальными факторами, а сами стороны выступают в роли "винтиков", мелких элементов этих систем, схематически близок к организованному конфликту, однако в отличие от последнего "кукловод" здесь глобален, недоступен и непонятен, а также зачастую безличен, за ним скрываются мощные социальные и природные силы. Часто разворачивается по вертикали, когда в роли одной из конфликтующих сторон, преимущественно обороняющейся, оказываются руководители, реализующие действие надсистемных факторов. Развитие конфликта определяется мощью системных и надсистемных факторов, стечением обстоятельств, осознанием и пониманием конфликтующими сторонами причин возникшей проблемы.
Основные варианты:
Конфликт несоответствия целей и задач, поставленных перед системой, нагрузки на систему ее возможностям. Так, если милицию заставить вести несвойственные ей военные действия, то между отдельными ее элементами нарастают трения и конфликтные столкновения. Перегрузка любой системы приводит к разбалансированию и повышенному износу элементов системы. Происходит перекачивание конфликтности извне внутрь системы и, прежде всего, во внутриличностную сферу, а затем в межличностные контакты, во внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия.
Другие материалы:
Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Диск ...
Фрейд как основатель ложной теории и практики
Наверное, трудно найти в сфере психологии более скандальную и резонансную теорию, чем психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Она довольно быстро вышла за рамки собственно науки, оказав огромное влияние на культуру и искусство ХХ века. ...
Первая попытка объяснить природу эмоций
Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривало ...