Психотип личности
является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.1
Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга2. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:
1.Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира
(экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).
2.Как он собирает информацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);
3.Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
4.Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).
Указанные 8 типов в Индикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:
Экстравертный (Extravert) - E |
Интровертный (Inrovert) - I |
Сенсорный (Sensing)- S |
Интуитивный (Intuitive) - N |
Мыслительный (Thinking) - T |
Эмоциональный (Feeling) - F |
Решающий (Judging) - J |
Воспринимающий (Perceiveng) - P |
Если вы заряжаетесь энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком долго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, если вы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е
3
.
Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется почаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам
-I
. Обычно экстравертов больше чем интровертов.
Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип –
S
.
Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип –
N
.
Если два человека по- разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу, и конфликта не избежать. Например:
S
. Сколько времени?
N
.
Уже поздно.
S
.
( несколько удивленно)
Сколько времени?
N
.
( настойчиво) Уже пора идти.
S
. (
теряя терпение) Послушай, что я спрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа!
N
.
( уверенный в своей правоте). Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.
С этого момента все может пойти под откос. Так как те, кто относятся к сенсорному типу, понимают все буквально; им нужна конкретная информация. Относящиеся к интуитивному типу, наоборот, могут найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых не будет достаточным для человека сенсорного типа.
Другие материалы:
Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом
Отличительной чертой психолога является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, вы ...
Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.
А.А.Леонтьев
З ...
Профилактика и преодоление тревожности.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практики работы с тревожными детьми и подростками И.В. Дубровиной (37) были выделены принципы е ...