Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность

Материалы » Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность

Страница 2

В истории учения о темперамента можно выделить три основные системы взглядов на факторы, обусловливающие его проявления в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, например в учении Гиппократа - с соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетическое преобладание этих жидкостей в организме и дало названия основным типам темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Имеются и другие классификации типов темперамента. Попытка разработать морфологическую теорию темперамента принадлежит немецкому психопатологу Э. Кречмеру, который определял темперамент через основные конституциональные типы телосложения. Например, астеническому типу конституции, отличающемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлинённым лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны особенности, располагающиеся в основном вдоль "психоэстетической" шкалы, - от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия; шизоидам присущи замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает циклоидный темперамент, индивидуальные особенности которого располагаются вдоль "диатетической" шкалы, то есть от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; циклоидам свойственны соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закруглённость движений. Однако, Кречмер преувеличивал роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности.

В концепции американского психолога У. Шелдона выделяется три основных типа соматической конституции (соматотипа): эндоморфный; мезоморфный; эктоморфный.

Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип отличается жёсткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, заторможённостью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Как и Кречмер, Шелдон проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком этих теорий является то, что они принимают в качестве первопричины проявлений темперамента в поведении такие системы организма, которые не обладают необходимыми для этого свойствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Эмоциональные особенности формирования личности и характер межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним п ...

Деловой конфликт
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми ...

Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марково ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru