Это своеобразное проявление потребности детей в признании.[8]
Моральные нормы дети усваивают подражая. Сказать правду, взрослые не всегда дают им образцы для подражания. Особенно пагубно влияют на формирование нравственных качеств ссоры и скандалы взрослых. Дети уважают силу. Они, как правило, чувствуют, кто сильнее. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения взрослых, оскорбительные выкрики, драматизированные монологи и угрозы — все это унижает взрослых в глазах детей, делает их неприятными, но никак не сильными. Настоящая сила — спокойное дружелюбие. Если его будут демонстрировать хотя бы воспитатели — шаг к воспитанию уравновешенного человека будет сделан. Направить выбор ребенка между неблаговидным и правильным поступком можно лишь одним способом — сделать выполнение необходимой моральной нормы эмоционально более привлекательным. Другими словами, нежелательное действие не должно тормозиться, вытесняться правильным, но побеждаться им. Этот принцип является общей основой воспитания. Среди индивидуальных особенностей дошкольников педагоги большое внимание уделяют темпераменту и характеру, И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность) и четыре основных сочетания этих свойств;
сильный, неуравновешенный, подвижный — «безудержный» тип;
сильный, уравновешенный, подвижный — «живой» тип;
сильный, уравновешенный, малоподвижный — «спокойный» тип;
«слабый» - тип.
«Безудержный» тип лежит в основе холерического темперамента, «живой» — сангвинического, «спокойный» — флегматического, «слабый» — меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребенка свидетельствуют такие жизненные показатели, как его сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), быстрое (медленное) восстановление сил, поведение в состоянии голода (плачет, кричит или проявляет веселость, спокойствие). К жизненным показателям уравновешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, плавность речи. Жизненные показатели подвижности нервных процессов — это быстрое реагирование на все новое, быстрая выработка и изменение жизненных стереотипов, быстрое привыкание к новым людям, способность «без раскачки» переходить от одного вида работы к другому (Я. Л. Коломинский).[9]
Характеры детей дошкольного возраста еще только формируются. Поскольку основой характера является тип высшей нервной деятельности, а нервная система пребывает в состоянии развития, то можно только предполагать, каким вырастет ребенок. Можно привести массу примеров, описать множество фактов, но достоверный вывод будет только один: характер — это уже результат формирования, он составится из тысяч больших и незаметных влияний. Что именно в нем останется от пяти-шестилетнего ребенка — сказать трудно. Но если мы хотим сформировать определенный тип характера, то воспитание должно быть соответствующим.
Другие материалы:
Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение,
классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60-е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовск ...
Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы руководителя можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от ...
Формирование и развитие
личности - проблема современной психологии и социологии
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисципл ...