Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие понимание окружающего мира. Траектория жизни человека, состоящая из множества разных форм поведения, представляет собой результат непрерывного взаимодействия трех факторов: наследственности, среды и личности. Именно они делают человека уникальным и неповторимым. Жизненный путь личности (выбор профессии карьера, преодоление жизненных кризисов, общение в семье), охватывающий все многообразие жизни человека, отражает развитие личности.
Сознание человека исследует окружающие предметы и явления, а самосознание (как особая форма познания человека) направлено на самого себя. Развитие самосознания идет от простого к сложному. Младенцы, по началу, не способны отделить себя от окружающего мира. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинить себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Первое, что осознает ребенок в возрасте до года,- границы своего тела. Тело для нас - это система, это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, право, лево. При потере такой способности у человека возникает чувство нереальности происходящего. Я, начинает все больше сознавать собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему.
Следующий этап развития связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам у него появляется местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им своей личности и самооценки. Дети сравнивают себя с родителями, сверстниками и т.д.
В дошкольном возрасте самооценка ребенка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих его. Представления ребенка о себе у дошкольников весьма ситуативные, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки.
В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Дети могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах. Их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными и рациональными.
Следующий этап - старший подростковый возраст- связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе его способности к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках. Самооценка принимает все более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Обнаружение в себе новых способностей в юношеском возрасте приводит к целостному, связному представлению о себе - к формированию Я- концепции.
Я- концепция - совокупность всех представлений о различных сторонах личности и организма. Она состоит из многочисленных образов Я. Все образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе, самосознание выполняет еще функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я- концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте. На протяжении всего взрослого периода Я- концепция человека одновременно стремится сохраниться и претерпевает изменения.
Я- концепция играет важную роль в формировании целостной личности. Представления человека о себе даже в детском возрасте, не говоря уже о взрослом, должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности и человек будет страдать от смещения ролей. Представление о себе и то, каким знают его люди, иногда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний нечто существенное со своей точки зрения и создает образ человека, как он его представляет. Всем известно, что человек идеализирует объект своей любви, «выдумывает его» и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается образ себя любимого, вот почему «в сердце каждого убийцы есть место, где помещается он сам, совершенно невинный». Ни создать, ни сохранить свое Я в одиночестве не возможно. Так, порой хороший ребенок попадает под дурное влияние.
Другие материалы:
Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер”
означает совокупность индивидуальных психических свойств, складываю ...
Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкрет ...
Привлекательный внешний вид
Внешний вид человека оказывает значительное влияние на отношение к нему окружающих людей. Трудно представить себе кого-то грязного, неряшливого, способного вызвать симпатию, уважение, а тем более любовь. Внешний вид каждого человека начин ...