Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.
В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный "путь к модели" материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для "производства" ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: "Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство".
В современном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок [Шнейдер Л.Б., 2000].
Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частности материнско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферы женщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).
Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений" [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].
Это полностью относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник". Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль "матери" входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. [Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].
Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формирование установок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрение установок).
На стадии развитой формы материнство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:
1. Родительские ценности
2. Установки и ожидания
3. Родительское отношение
4. Родительские чувства
5. Родительские позиции
6. Родительскую ответственность
7. Стиль семейного воспитания
Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Другие материалы:
Теоретические подходы к исследованию общения
Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрейда и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечени ...
Теории личности – основа практической психологии
Главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. Важность теории в психологическом консульт ...
Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского
отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...