Мужчина в мальчике видит собственное подобие и возможного продолжателя своего дела. Мальчики, в свою очередь, тянутся к мужчинам, видя в них прообраз собственного будущего и пример для подражания. Да и сам процесс общения между ними обычно опредмечен общими интересами и деятельностью, что соответствует классическому канону маскулинности и мужской неэкспрессивности. Напротив, реальные отцовские практики (с собственными детьми) оказываются успешнее с дочерьми, чем с сыновьями, и отношения отцов с дочерьми являются более нежными. Дочь напоминает мужчине любимую жену, он не предъявляет к ней завышенных социальных требований, чтобы она реализовала его собственные несбывшиеся ожидания, и не воспринимает ее как соперницу. В отношениях отца и сына, как во всех мужских отношениях, слишком многое остается невысказанным, желанная эмоциональная близость блокируется властными отношениями и завышенными требованиями с обеих сторон (Кон И.С., 1988).
Взаимоотношения с отцом влияют также на формирование полоролевой идентичности и оказывают влияние на развитие различных личностных характеристик ребенка. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети "вовлеченных" отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше. Они обладают более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает отношения с отцом как отчужденные.
Отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению (Овчарова Р.В., 2005).
Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Овчарова Р.В., 2005).
Исследования растущих без отца детей показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с полоролевой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей [3].
Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность [13].
Такие дети, выросшие без отцов, особенно мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д. [6].
Потеря или отсутствие отца переживается как психическая травма, которая может стимулировать у мальчика желание стать хорошим отцом, чтобы дать своим детям то, чего он сам не получил. При массовой безотцовщине, будь то в результате войны или роста числа разводов, психическая травма смягчается ("Я не один такой, многие ребята растут без отцов!"), но одновременно могут ослабевать и психологические стимулы к отцовству. Дело не просто в отсутствии конкретного образца, ролевой модели, а в меняющейся системе ценностей (Кон И.С., 1988)
Несмотря на то, что отцу отводят лишь второе место после матери и традиционно считают его вклад в воспитание незначительным и односторонним, исследования современного отцовства рисуют сложную и многоцветную картину, непохожую на привычный черно-белый образ. Вот какие общие выводы делает руководитель многочисленных сравнительных исследований отцовства американский психолог Майкл Лэм [23]:
Другие материалы:
Опека и попечительство над детьми
Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попе ...
Изучение природы тревожности и уровней тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.
В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности. Представительница психодинамического подхода К. Хорни под тревожностью п ...
Теоретические подходы к исследованию общения
Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрейда и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечени ...