Раскрывая сущность феномена "профессия", Н. С. Пряжников различает несколько смежных понятий.
1. Профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хирург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории .).
2. Квалификация — уровень профессионального мастерства. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который человек действительно может проявлять. 3. Должность — наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации)
То, что в науке называют "система", всегда есть интеграция и баланс "живого" и "мертвого", прогрессивного и регрессивного, гибкого и инертного (средства труда, технологии, традиции, культурные эталоны, стереотипы восприятия, каноны, принципы, алгоритмы деятельности, знания, ценности и др.). В этом отношении профессия как система — не исключение из правил. Именно баланс и активное взаимодействие компонентов "прошлого" и "настоящего" определяют историческую стабильность и социальную жизнеспособность профессии
Матрица профессионального поведения — это нечто большее, чем честолюбивые мечты отдельного человека, чем естественное желание "легких побед", успехов, успехов и успехов. Это именно то целое, которое больше своих частей ("рациональности", "правил" и др.). Поэтому внешние "парадоксы" профессии при внимательном изучении могут выступать как ее истинные системные качества, отражающие "целое", еще, быть может, и не отрефлексированное наукой на данном этапе ее развития.
Продолжим наш анализ проблемы. "Личность" как система более высокого порядка, чем система "субъект", также снимает ряд отношений и закономерностей (например, гуморальной саморегуляции: интерес к делу, чувство долга могут снижать и отсрочивать чувство усталости, даже изменять сам характер физиологического утомления организма).
Аналогично система "индивидуальность" доминирует над системой "личность": одно из ее проявлений — "надситуативная активность" (А. В. Петровский). (Обстоятельный анализ этих феноменов дается в учебных курсах "Психология профессионализма", "Психология творчества" и др.)
Профессия как система более высокого порядка диалектически "снимает" ряд процессов, закономерностей, "правил" подчиненных ей подсистем — трудового поста и рабочего места (например, предписаний конкретных служебных инструкций, требований групповых норм, принятых в данном трудовом коллективе, правил и алгоритмов работы и др.).
Профессия как система значительно более тесно связана с личностью, с индивидуальностью человека, смыслом его жизни, миссией, чем другие ее подсистемы (трудовой пост и рабочее место) и их составляющие — конкретные профессиональные обязанности, требования оптимальности деятельности и — шире — адаптации к конкретным условиям труда и жизнедеятельности.
Рабочее место субъект часто и сравнительно легко может изменять. Совершенно иначе строятся отношения человека с профессией в целом, особенно с профессией в ее высшем смысле — с профессиональным призванием, нередко конфликтующим и отвергающим факторы социальной оптимальности адаптации, "ситуативной активности", "законопослушного" поведения.
В научной литературе, как правило, недостаточно внимания уделяется такой "единице" труда, как рабочее место. Особенности рабочего места сравнительно с другими "единицами" труда — профессией и трудовым постом таковы:
1) высокая динамичность технологий профессиональной деятельности;
2) высокая динамичность (изменчивость, гибкость) служебных обязанностей субъекта на конкретном рабочем месте;
3) предельная специфичность трудовых действий и операций и соответственно служебных обязанностей;
4) высокая значимость организационных факторов (корпоративная культура, стиль руководства, уровни служебной иерархии, стадии развития организации, психологический климат, групповые нормы, характер совместной и индивидуальной деятельности, индивидуальные особенности партнеров и др.);
Другие материалы:
Физиологические основы темперамента
И.В. Павлов, изучая высшую нервную деятельность животных, нашел, что собаки, отличающееся по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту; он пришел к выводу, что темперамент зависит от той же ...
Темперамент и способности
Темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к приро ...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей младшего
школьного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...