Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:
анализ конфликтной ситуации;
выявление личностных особенностей участников конфликта;
сбор разнообразной информации о конфликте;
выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
собеседование с участниками конфликта;
конкретные шаги по устранению причин конфликта;
создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех участвующих в конфликте сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей третьей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
В литературе выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
Известный ученый Р. Даль называет семь условий, при которых мирный способ течения конфликтов является наиболее вероятным:
существование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимовыгодных решений;
широкие рамки соглашения насчет того, что составляет оптимальное разрешение проблемы;
отсутствие кумулятивности конфликтов;
большие экономические возможности (достаток);
позитивная осведомленность граждан в отношении результатов мирного разрешения предыдущих конфликтов;
равное распределение между сторонами возможных для использования средств насилия;
преобладающее количество зрелых признаков, способствующих мирному приспособлению.
Один из ведущих представителей западной политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, говорит о существовании трех степеней развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Аптера, задача состоите том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, - в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.
Другой видный ученый Р. Дарендорф предлагает последовательную схему урегулирования конфликта:
переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются для переговоров по всем спорным проблемам и принятия решений (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно);
посредничество, являющееся наиболее мягкой формой участия третьей стороны (не участвующие в конфликте лицо или инстанция), согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;
арбитраж, либо обязательное обращение к посреднику, либо обязательность исполнения его решений;
обязательный арбитраж - для участников конфликта обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:
Другие материалы:
Два подхода к исследованию темперамента
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию - структурный и типологический
Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков характерологических черт личности. При этом мнения различных а ...
Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об ...
Стадии психодрамы и её структура построения
Психодрама – это не просто форма выражения поведения и форма коммуникации "на языке действий", не только конкретизация словесного общения, чувств и мыслей и уж, конечно, это не набор упражнений и методов для извлечения информаци ...