Гешталь психология глазами современных психологов.

Материалы » Уровень представления, его специфика » Гешталь психология глазами современных психологов.

Страница 3

2) второй важный принцип гештальтистского подхода - принцип динамичности, согласно которому течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе.

Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была историческим предшественником общей теории систем.

Макс Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.

Пример: Вывеска ТРЕЙД была прочитана как ФРЕЙД.

Другой пример: ребенок читает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ скалитера.

Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем содержания своего восприятия. Тем не менее использование этого метода обогатило исследование восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение целиком определяется структурой ситуации, при этом затушевывали активную роль личности, противопоставляющей себя ситуации, выделяющей себя из ситуации и преобразовывающей ситуацию. В игнорировании роли личности, по Рубинштейну, заключается ограниченность гештальтистского подхода.

Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма необихевиористской теорией

Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную теорией навыков. Она основана на биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он ввел еще одно звено - промежуточные переменные. получилась формула С-О-Р. Эти промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от наследственности особи ( для человека - индивидуума), от физиологического состояния, прошлого опыта, от природы стимула. В основе промежуточных переменных лежит стремление к устойчивому состоянию организма, то есть к поддержанию гомеостаза.

Так же Халл ввел представление о стремлении к цели. Это стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достижения цели. Халл говорит о градиенте цели - чем ближе к цели, тем выше активность организма. И.П.Павлов ввел понятие рефлекс цели раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел понятие подкрепление. Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения животных на изучение человека.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет познавательный фактор. Путь к цели, по Толмену - это заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по Толмену является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми процессами познания. В ходе анализа внешней Среды, считал Толмен, в мозгу животных создаются познавательные карты, отражающие особенности Среды. Толмен изучал научение на экспериментах с крысами с использованием лабиринтов. Свою концепцию он изложил в труде Целевое поведение у животных и человека.

Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, что ведет к чему. То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

Толмен отверг представление о решающей роли двигательной (кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами. Сначала крыса запоминала путь к цели в лабиринте. Затем лабиринт опускали под воду и крыса доплывала до цели, повторяя все ей известные ранее повороты. Так как при плавании крыса совершала другие движения, чем при беге, роль кинестетической памяти не могла быть существенной при создании когнитивных карт.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Эмоции и мысли
Достаточно очевидно, что между эмоциональным и интеллектуальным уровнями сознания существуют сложные и многочисленные связи. В целом хорошие (положительные) эмоции способствуют интеллектуальной деятельности, заметна и обратная связь: реше ...

Понятие о человеке
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек.Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность как внешнего ...

Формы коррекции эмоционального состояния
Сдвиг эмоционального состояния, подтверждающий нарушение адаптации организма, требует его обязательной коррекции. В.П. Петленко выделяет следующие формы коррекции ( 2 ). Она может осуществляться самыми разными способами: фармакологическим ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru