Фактор очередности рождения детей в семье.

Материалы » Уровень тревожности дошкольников в зависимости от очередности рождения в семье » Фактор очередности рождения детей в семье.

Страница 2

Сэр Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX века первым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. В начале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал тип личности, характерный для единственного ребенка в семье, для второго, для младшего. Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 году исследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его тревожность [7].

Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять на тревожность ребенка. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом тревожность ниже. Самые старшие оказываются более тревожными.

Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли: очередность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем.

Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей. Это и атмосфера в семье, и ее экономическое положение, и распределение функций между матерью и отцом, и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы.

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более беспомощными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Родители, как правило, бывают более озабочены cостоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцев по сравнению с детьми, родившимися впоследствии (приобретая родительский опыт, они становятся более уравновешенными). Они ставят перед первенцами более высокие цели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Если первенец обладает достаточными способностями, то такого рода давление может в дальнейшем способствовать его социальным и профессиональным достижениям. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей подобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки.

Первенцы (как мужского, так и женского пола) при наличии младших детей в семье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители. Если допустить, что для всех первенцев характерно ощущение своей неадекватности, то, повидимому, среди них и больше тревожных. Эту гипотезу подтверждают полученные нами данные о том, что в дошкольном возрасте тревожность больше свойственна первенцам, тогда как среди более поздних детей она распространена значительно меньше [6].

Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической и социальной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя.

Причинами возникновения тревожности у дошкольников являются:

- гиперопека родителей;

- проекция страхов родителей на детей;

- завышенные требования со стороны родителей и воспитателей;

- частые упреки, вызывающие чувство вины;

- излишняя строгость родителей.

Особенностями эмоциональной сферы дошкольника в этом возрасте являются:

- проявление недовольства в виде слез, истерик и криков;

- лабильность чувств;

- отделение субъективного отношения от объекта переживания.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на: ¾ потребности – источники активности учащегося; ¾ мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения; ¾ цели, т.е. ...

Развитие самосознания в раннем возрасте
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Самосознание является продуктом развития человека, е ...

Типы средовых влияний
Выделение типов средовых влияний. Одна из возможностей, предоставляемых возрастной психогенетикой, заключается в выяснении вопроса о том, происходит ли с возрастом смена типов средовых влияний на индивидуальные различия. Важным достоинств ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru