Теоретический анализ литературы показал, что в ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными и больше нуждаются в поддержке, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя. Первенцы обычно более целеустремленны и настойчивы и поэтому добиваются успеха. Если же они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителей давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности и снижение самооценки и, как следствие, повышенная тревожность.
Первенцы в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем их младшие братья и сестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чем у более поздних детей. Вероятно, множество первенцев испытывают ощущение, что не соответствуют тем идеалам, которые перед ними ставят родители. Таким образом, первенцы оказываются более тревожными, нежели единственные или вторые дети.
Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотеза нашла свое подтверждение. Большинство первенцев (60%) имеют высокий индекс тревожности в пяти различных ситуациях, а именно: общий индекс тревожности, индекс тревожности, которые показывают двусмысленные рисунки, индекс тревожности в отношении «ребенок-ребенок», индекс тревожности в отношении «ребенок-взрослый» и индекс тревожности в повседневных действиях. Таким образом, если ребенок является первым в семье, т.е. у него есть младшие братья или сестры, то уровень его тревожности будет выше, чем у единственных или вторых детей.
Другие материалы:
Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителем ценностей и человеческого опыта;
2) является организатором процесса воспитания и обучения.
Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может ...
Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...
Темперамент и деятельность, темперамент и общение
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамен ...