Гуманистическая психология возникла в Америке в конце 60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как о третьем, новом направлении в психологии. Она противопоставила себя психоанализу и бихевиоризму, возвратила в психологию давние представления о духовной природе человека и традиции общечеловеческих ценностей.
Наиболее выдающиеся ее представители: У. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей. Их концепции формировались под влиянием экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М. Хайдегер, К. Ясперс и др.), а также имели глубокие корни в традициях феноменологической психологии, в работах у. Джемса, В. Штерна.
Исходные положения гуманистических психологов. Первое. Они развивают оптимистическое представление о природе человека как существе разумном, свободном, саморегулирующемся, творческом. Второе. Гуманистические психологи рассматривают человека в конкретной жизненной ситуации и контексте его жизненного пути. Предметом психологического пути является субъективный опыт человека, его субъективное сознание и поведение. Третье. Гуманистические психологи глубоко осознали ограниченность объективных методов и раскрывали возможности субъективных подходов, искали пути их синтеза.
С гуманистическим направлением тесно связана примыкающая к нему экзистенциальная психология. Если первая возникла в США и затем распространилась в Европе, то вторая, экзистенциальная психология является «сугубо европейским продуктом».
Представители экзистенциальной психологии — ранние Ш. Бюллер, Е. Бейкер, Р. Мей. Они рассматривали такие проблемы, как бытие человека, выбор, свобода, смерть, одиночество, бессмысленность жизни. В центре их внимания — экзистенциальный опыт человека, осознание, рефлексия таких аспектов жизни, как уникальность собственной личности; свобода, ответственность; тревога, одиночество, страдание, смерть, любовь, внутренняя тишина.
Другие материалы:
Комплексы
Ко́мплекс(лат. Complex - связь, сочетание) - в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и уст ...
Психологические особенности педагогов
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это, значит, обладать сво ...
Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского
отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...