Подводя итоги вышеизложенного, скажем, что представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне, слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.
Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством.
Проанализировав несколько разных взглядов я считаю, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности. Сложен процесс взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.
Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.
За пределами рассмотрения остались вопросы о современных методах тестирования темперамента, о связи темперамента с особенностями культуры и психологии различных этносов, о влиянии темперамента на творческий процесс.
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе…
[1] Немов Р.С. // Психология. Книга 1. Общие основы психологии. // 3-е изд. – М.: Владос, 1999. – С.394-402.
[2] Общая психология. Учебник для пед. ин-тов // Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. – С.405-421.
[3] Немов Р.С. // Практическая психология // Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-320 с,: илл. // стр. 5
[4] Немов Р.С. // Практическая психология // Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-320 с,: илл. // стр. 8
[5] Немов Р.С. // Практическая психология // Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с. // стр. 10-11
[6] Рубинштейн С. Л. //
Основы общей психологии // СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
[7] Маклаков А.Г. // Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2003
[8] Петровский А. В.; Петровский В. А.; Ярошееский М. Г.; Брушлипский А. В. // Введение в психологию // Высшая школа, 2001. - 512 с. // стр. 37
[9] Петровский А. В.; Петровский В. А.; Ярошееский М. Г.; Брушлипский А. В. // Введение в психологию // Высшая школа, 2001. - 512 с. // стр. 26
[10] Петровский А. В.; Петровский В. А.; Ярошееский М. Г.; Брушлипский А. В. // Введение в психологию // Высшая школа, 2001. - 512 с. // стр. 41
[11] Рубинштейн С. Л. //
Другие материалы:
Виды конфликтов
Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам. В настоящее время различают:
- внутриличностные;
- межличностные;
- между личностью и группой (внутригрупповые);
- между двумя или несколькими ...
Семейные традиции
Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радо ...
Уровни памяти
Развитие сознания человека неразрывно связано с развитием его памяти. По этой причине рассматривать различные аспекты нашей памяти в отрыве от сознания крайне трудно, если вообще возможно. Принято условно считать, что существуют много вид ...