Супружеская галантность

Материалы » Факторы возникновения непонимания в семейных отношениях » Супружеская галантность

Страница 3

В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.

Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.

3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного»

(РНЖ

) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.

В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.

Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.

Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги, расположенный вертикально.

3.1. Анализ полученных результатов.

Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении этих желаний с действительностью.

После проведения теста-опросника удовлетворенности браком, семьи, принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы:

В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные, абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют возможности их распада.

В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его (переходные, скорее неблагополучные).

В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение о расторжении брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).

Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-демографических характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака, возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе дестабилизации семьи.

Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка, взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Тревожность подростков
Обратиться к данной теме нашего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со ...

Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом опре ...

Проявление комплексов у студентов «ИСТ»
История психоанализа начинается с 1880, когда Й. Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru