Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности от наблюдателя. Четкое видение различно удаленных предметов, а соответственно, определение их истинной величины осуществляется с помощью двух физиологических механизмов: аккомодации и связанной с ней конвергенции.
Аккомодация – это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. При рассматривании близких объектов линза хрусталика становится более выпуклой, далеких – более плоской. С возрастом эластичность и подвижность хрусталика уменьшается, вследствие чего развивается дальнозоркость.
Конвергенция – это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией.
Комбинация двух факторов – величины изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц сигналом размера воспринимаемого предмета.
Зрительное восприятие величины нередко приводит к ошибкам в оценке истинных размеров предметов. Одна из наиболее типичных ошибок – переоценка вертикальных размеров. Это происходит потому, что вертикальное движение глаз сопровождаются рефлекторной дивергенцией, требующей для удержания взора на предмете компенсаторных усилий по обратной конвергенции. Дополнительные мышечные усилия «зачитываются» мозгом (и психикой), как дополнительный размер или приближение объекта к наблюдателю.
С этим же эффектом связана известная «иллюзия луны»: на горизонте луна кажется большего размера, чем в зените. Со времен Птоломея считается, что это явление как-то связано с кажущейся удаленностью. Наиболее тщательное исследование этого феномена было предпринято Е. Борингом. Сейчас этот факт объясняется возникновением при рассматривании луны в зените тех самых дополнительных усилий глазных мышц, необходимых для удержания исходной конвергенции. Это, в свою очередь, является признаком уменьшения расстояния до объекта. Если теперь луна в зените представляется ближе, чем на горизонте, то величина ее кажется меньше, так как размер сетчаточного образа не изменился.1
Еще один вид ошибок при зрительном восприятии величины связан с нашими социальными установками. Общая тенденция такова: социально значимые объекты представляются нам большими по размерам, чем равные им по величине, но менее значимые.
Другие материалы:
Подростковый возраст (11-15)
Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Чем раньше начинается половое созревание, тем более быстро и бурно оно протекает. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, чт ...
Опека и попечительство над детьми
Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попе ...
Характеристика требования к составлению программ коррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принци ...