Так, правое полушарие, регулирующее непосредственную связь человека со средой, при восприятии пространства контролирует локализацию объектов, или, как иногда говорят, типографию реального пространства, что позволяет человеку хорошо ориентироваться на местности. Но зато это полушарие не может обеспечить опосредованную связь человека с миром. Скажем, ориентироваться на природе по картам и схемам, представляющим местность в абстрактном виде. Эту задачу легко решает наше левое полушарие. Работа правого полушария позволяет человеку хорошо представлять себе «схему тела», то есть пространственное расположение и соотношение всех частей собственного тела. Нарушения в этой работе могут привести к неадекватным действиям, именуемым «апраксией одевания». Эта апраксия заключается в том, что человек ошибается при исполнении движений. С помощью правого полушария мы воспринимаем элементы, конкретные детали целого, индивидуальные особенности ,но все в целом воспринять и назвать нам помогает левое полушарие.
Каждое полушарие «ответственно» за свою половину поля зрения: правое полушарие – за левые части полей зрения каждого из глаз, а левое полушарие – за правые части. Полем зрения называется пространство, видимое глазом при фиксации взора на неподвижной точке. В среднем это поле у человека имеет такие границы: верх - 60°, низ - 50°, височная сторона - 90°, носовая сторона - 50°. Видимость предметов тем лучше, чем ближе они к центру поля зрения. Видение по краям поля зрения называется периферическим зрением.
Что касается отражения времени, то надо отметить следующее. Правое полушарие головного мозга отражает длительность событий, перерабатывая сигналы извне в реальном времени, благодаря чему текущее психологическое время синхронно с физическим. При поражениях правого полушария любой отрезок от 5 минут до 1 часа воспринимается как «недолго», «приблизительно полчаса». При этом возможет так называемый хронологический регресс: человек ощущает себя в конкретном отрезке прошлого, события после этого ему неизвестны. Даты называет верно, но не подкрепляет это своими наблюдениями, не может наполнить этот день чувственным содержанием: определить, например, время суток и года событий, их последовательность.
Другие материалы:
Современное состояние проблемы изучения уровня
притязаний в психологии
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальные особенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека, является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соот ...
Психологическая характеристика видов умственной
отсталости у детей
Понятие «умственно отсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие «умственно отсталый» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразви ...
Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенче ...