Факторы социально-культурной адаптации

Материалы » Факторы межкультурной адаптации » Факторы социально-культурной адаптации

Страница 1

Оценивая теоретические и эмпирические исследования социально- культурной адаптации, следует признать значительный вклад специалистов в изучение факторов, благоприятствующих вхождению различных категорий мигрантов в новую культурную среду.

Прогнозирование социально-культурной адаптации возможно, исходя из уровня информированности/осведомленности (awareness) о специфике той или иной культуры. Несмотря на кажущуюся очевидность влияния знаний о стране, ее обычаев, традиций, норм и ценностей на адаптируемость, количество исследований данного фактора достаточно ограничено.

Анализ работ позволил выделить такие аспекты фактора информированности, как:

• количество информации о стране миграции;

• доступность информации;

• полезность информации;

• соответствие информации цели миграции.

Результаты исследования австралийского психолога К. Селвараджа подтвердили гипотезу о влиянии всех 4-х аспектов данного фактора на успешность приспособления экспатриантов из таких азиатских стран, как Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия и Тайвань, к культуре Новой Зеландии.

Значимость фактора информированности подтверждается его включением во все тренинги по межкультурной компетентности, главной целью которых является повышение уровня адаптируемости мигрантов за счет увеличения их осведомленности о потенциальной стране перемещения.

Как показывают современные исследования, полезная и соответствующая цели миграции информация, получаемая до отъезда в новую страну, положительно влияет на успешность начального периода миграции.

Значимость социальных навыков для успешного вхождения в новую культуру очевидна. Тем не менее, этот фактор еще не получил должного внимания со стороны социальных психологов. Наиболее интересные работы были выполнены в контексте адаптации бизнес-мигрантов. Среди них особое внимание обращают на себя исследования Дж. Блэка, М. Менденхолла и Д. Оддоу. Они выделяют два блока социальных навыков:

• навыки построения взаимоотношений и

• навыки восприятия.

К первой группе были отнесены коммуникативная компетентность, культурная эмпатия, навыки социального взаимодействия и межличностного общения. Эмпирически было доказано, что все эти навыки способствуют лучшему пониманию культурных различий и позитивно влияют на степень адаптированности. Умение выстраивать и поддерживать отношения с представителями принимающей стороны значительно помогает мигрантам в преодолении возникающих в процессе приспособления к новому окружению проблем, способствует эффективности их профессионального функционирования.

Во вторую группу М. Менденхолл и Д. Оддоу включили социальные навыки, связанные с адекватной атрибуцией и интерпретацией поведения представителей принимающей культуры. Причиной возникновения многих трудностей в процессе адаптации является то, что при интерпретации поведения местного населения экспатрианты исходят из ценностных ориентаций своей культуры. Правильная интерпретация поведения представителей принимающей стороны позволяет снизить неопределенность в межличностных взаимоотношениях. Чувствительность к культурным различиям, в свою очередь, значительно влияет на эффективное выполнение своих рабочих обязанностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе
Эффективность и качество обучения студентов в высшей школе оценивается все более комплексно и целостно. Сегодня в качестве критериев качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессионал ...

Особенности проявления тревожности у несовершеннолетних осужденных
В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года. В основном это несовершеннолетние правонарушители ...

Диспозициональная теория личности
Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три основных направления: "жесткое", "мягкое" и промежуточное - формально-динамическое. Главным источником развития личности, согласно этому ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru