· перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;
· нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.
Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается на самом течении родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Все это предполагает необходимость тщательного исследования психологического состояния беременных, тем более, что до последнего времени беременность рассматривалась как сугубо физиологический процесс.
C психологической точки зрения правомерно говорить о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения. Синдром беременности характеризуется следующими симптомами:
· Аффект осознания себя беременной
· Симптом принятия решения
· Симптом нового “Я”: рефлексивное принятие измененного собственного образа “Я-в положении” и признание физиологических изменений в своем организме.
· Симптом эмоциональной лабильности: эмоциональная дезадаптивность, колебание фона настроения.
· Симптом противоречивого отношения к беременности: с одной стороны гордость за свою полноценность, возможность самореализации, переживание идентичности собственному полу, с другой - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.
· Симптом принятия новой жизни в себе: психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнской миссии.
· Симптом перинатальной дисморфофобии: чувства тревоги за здоровье и полноценность будущего ребенка.
· Симптом завышенных притязаний по отношению к другим: склонность наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности.
Наиболее ярко все вышеперечисленные симптомы проявляются в течении первой сохраненной беременности.
В переживаниях беременной оживают переживания матери по отношению к своему сексуальному партнеру, своему телу и ребенку.
Если мать не получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое).
1.В первый период после родов решающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля («я не хозяйка своего тела, все, что с ним происходит, происходит помимо меня») Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне. В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.
2. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью. Если мать не довольна собой как женщина, не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери. Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстать все упущенное. Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и, как следствие, к непринятию ребенка, как в период внутриутробного развития, так и в дальнейшем.
Другие материалы:
Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»
В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечес ...
Учебные достижения в различно сгруппированных классах.
Существуют мнения, что индивидуальные различия в результатах учебной деятельности объясняются одними только различиями в мотивах. Однако модель выбора риска свидетельствует, что в зависимости от степени трудности требований обучения учени ...
Милтон Эриксон и директивная психотерапия
Среди современных психотерапевтов трудно найти более легендарную фигуру, чем Милтон Г.Эриксон (1901 -1980). Харизматический ореол вокруг его личности создают не только свидетельства восторженных учеников и благодарных клиентов, но и сохра ...