Личность в социалистическом обществе

Материалы » Феномен личности в психологии. Теория личности » Личность в социалистическом обществе

Страница 1

Между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связь приобретает все более и более гармонический характер. Развитие личности при социализме и коммунизме тесно связано развитием коллективных начал жизни. Только в коллективе, писал К. Маркс, возможно подлинная свобода личности, ее социальная защищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, рассвет всех ее способностей и дарований.

Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Значение личности – предпосылка эффективного управления ее деятельностью. В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальнаяи социальная

. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальным влечением. Представителей биосоциальной концепции разрывает личности как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации.Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и психологические отношения людей и их влияние на личность не учитывается. Буржуазные психологии, исследуя поведение человека в группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к буржуазным порядкам. В действительности влияние группы, коллектива на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы – действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения

. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения – результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей

. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначению. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в общественной жизни. Каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского психолога А.Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкрет ...

Привлекательный голос
Психологи, следователи и политики хорошо знают, что голос человека, его сила, высота, тон, модуляции несут в себе много полезной информации. Любые изменения эмоций или физического состояния отражаются в голосе. Психологи по голосовому «по ...

Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru