Рефлекторная теория свойств памяти

Материалы » Физиологические механизмы познавательных процессов » Рефлекторная теория свойств памяти

Страница 2

В том случае , когда под воздействием забытого предмета или явления оживляется временная связь, можно говорить, что произошло узнавание этого предмета или явления. Если же в результате оживления временных связей в процессе аналитико–синтетической деятельности мозга обнаруживается нужная в данный момент временная связь, являющаяся механизмом какого – либо двигательного или речевого навыка, можно сказать, что осуществилось явление воспоминания. Вопрос о физиологическом механизме кратковременной и долговременной памяти и их взаимоотношения до сих пор остаются без ответа. Но факт наличии этих видов памяти и последовательность их очевидна, так же как и период перехода кратковременной памяти в долговременную, называемый консолидацией, - реальное явление. Согласно клиническим данным консолидация памяти происходит в течении 15 мин, потому что пациенты забывают все события, которые были в этот отрезок времени до мозговой травмы.

С позиции теории временных связей легко объясняются механизмы кратковременной и долговременной памяти, наблюдающиеся при запоминании, например номеров телефонов, слов иностранного или родного языка. Впервые встретившееся слово закрепляется в памяти ненадолго не только потому, что образовалась нестойкая временная связь, еще не подвергшаяся глубокому анализу, а, главным образом, потому, что еще не установился широкий контакт ее с другими системами речевых связей и со связями , сформировавшимися в результате непосредственного воздействия предметов и явлений. Так, многократно повторявшееся «зарубежное» иностранное слово, несмотря на длительную тренировку, недолго хранится в памяти, и в то же время иностранное слово, произнесенное всего два-три раза в составе осмысленной фразы т.е. определенной речевой структуры, точно входит в словарный запас. Поэтому длительное сохранение речевой связи (долговременная память) обусловливается не только тренировкой ее, но и широтой контактов с другими системами речевых связей, т.е. формирование смысловых временных связей./Конорский Ю., Интегративная деятельность мозга., М., 2002. г. с.227/.

Таким образов, все свойства памяти: фазность (кратковременность и долговременность), процессы (запечатление, сохранение, воспроизведение и узнавание), типы (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая) могут быть объяснены рефлекторной теорией как результат формирования и сохранения временных связей. Однако внутренние механизмы памяти , несмотря на многочисленные нейрофизиологические, биофизические и нейрохимические исследования, остаются все еще не выясненными.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Формирование личности подростка в семье
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания ...

Деловой конфликт
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми ...

Понятие об экстремальной ситуации
Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от пози ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru