Физиология поведения

Материалы » Физиология поведения

Страница 2

Если говорить о предмете и задачах курса «Физиология поведения», то необходимо отметить, что данный предмет посвящен изложению современных представлений о физиологических основах высшей нервной деятельности. Рассматриваются в курсе генетические и онтогенетические закономерности поведения. Освещаются биологические предпосылки развития психических явлений в филогенезе. Подробно представлены достижения в области исследований физиологических основ коммуникации животных. Занимается данный предмет также анализом биологических основ психофизиологии. Рассматриваются в рамках данной дисциплины представления многих отечественных и зарубежных физиологических школ.

Среди основных понятий предмета можно отметить следующие: «врожденные формы поведения»; «представления К. Лоренца об инстинктах»; «поисковое поведение»; «ключевые стимулы и врожденный разрешающий механизм»; «завершающий акт (фиксированный комплекс действия)»; «импринтинг; «гидравлическая модель (аналогия) инстинкта (по К. Лоренцу)»; «иерархическая теория инстинкта Н. Тинбергена».

Анатомия и физиология зрительной системы

Зрительная система у млекопитающих включает следующие анатомические образования: глаз, в частности хрусталик, сетчатка (вспомогательные структуры: мышцы глаза, век и слёзный аппарат), зрительные нервы, хиазма, зрительный тракт, латеральное коленчатое тело промежуточного мозга, зрительная радиация, зрительная кора.

Элементы глазного яблока осуществляют первичное преобразование светового сигнала, попадающего на сетчатку:

- оптическая система глаза фокусирует изображения на сетчатке; - зрачок регулирует количество падающего на сетчатку света; - мышцы глазного яблока обеспечивают его непрерывные перемещения.

Для того, чтобы увидеть объекты окружающего мира, необходимо, чтобы световые лучи от каждой точки объекта попадали только в одну точку сетчатки, т.е. необходимо сфокусировать изображение. Этого можно добиться, поместив перед сетчаткой сферическую преломляющую поверхность. Световые лучи, исходящие из одной точки, после преломления на такой поверхности будут собираться в одной точке (фокусе). Таким образом, на сетчатке возникнет четкое перевернутое изображение.

Аккомодация – настройка преломляющей силы оптического аппарата глаза на определенное расстояние до рассматриваемого объекта. Согласно законам рефракции, если луч света падает на преломляющую поверхность, то он отклоняется на угол, зависящий от угла его падения. При приближении объекта, угол падения исходящих от него лучей будет изменяться, поэтому преломленные лучи соберутся в другой точке, которая будет находиться позади сетчатки, что приведет к «размытию» изображения. Для того, чтобы его вновь сфокусировать, необходимо увеличить преломляющую силу оптического аппарата глаза. Это достигается увеличением кривизны хрусталик, которое происходит при повышении тонуса цилиарной мышцы.

Глаз человека приводится в движение шестью глазными мышцами, которые иннервируются тремя черепномозговыми нервами – глазодвигательным, блоковым и отводящим. Эти мышцы обеспечивают два типа перемещений глазного яблока - быстрые скачкообразные (саккады) и плавные следящие движения.

В сетчатке имеется два типа фоторецепторов (палочки и колбочки), которые различаются строением и физиологическими свойствами.

В центральной части сетчатки плотность палочк составляет около 150 000 на мм2 , по направлению к периферии она снижается до 50 000 на мм2. В центральной ямке и слепом пятне палочки отсутствуют. Плотность колбочек в центральной ямке достигает 150 000 на мм 2 , в слепом пятне они отсутствуют, а на всей остальной поверхности сетчатки плотность колбочек не превышает 10 000 на мм 2 .

Чувствительность к свету у палочек примерно в 500 раз выше, чем у колбочек.

Палочки обеспечивают черно-белое (скототопическое зрение), а колбочки - цветное (фототопическое) зрение.

Нейронная сеть сетчатки включает 4 типа нервных клеток:

-ганглиозные клетки,

-биполярные клетки,

-амакриновые клетки,

-горизонтальные клетки.

Ганглиозные клетки – нейроны, аксоны которых в составе зрительного нерва выходят из глаза и следуют в ЦНС. Функция ганглиозных клеток – проведение возбуждения из сетчатки в ЦНС.

Биполярные клетки соединяют рецепторные и ганглиозные клетки. От тела биполярной клетки отходят два разветвленных отростка: один отросток образует синаптические контакты с несколькими фоторецепторными клетками, другой – с несколькими ганглиозными клетками. Функция биполярных клеток – проведение возбуждения от фоторецепторов к ганглиозным клеткам.

Горизонтальные клетки соединяют расположенные рядом фоторецепторы. От тела горизонтальной клетки отходит несколько отростков, которые образуют синаптические контакты с фоторецепторами. Основная функция горизонтальных клеток – осуществление латеральных взаимодействий фоторецепторов.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенче ...

Типы характера
Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойст ...

Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог. Социальный педагог - сотрудник, который ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru