Психологическая характеристика видов умственной отсталости у детей

Материалы » Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта » Психологическая характеристика видов умственной отсталости у детей

Страница 3

Структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций. При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации [7,c. 44].

Характерными признаками являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены, эмоции их примитивны.

Знания особенностей детей с различными видами умственной отсталости необходимы для разработки адекватной программы коррекции и способов социальной адаптации.

Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития поражение или недоразвитие головного мозга.

К числу основных закономерностей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослыми. Именно взрослые, пользуясь выражением Л.С. Выготского, «вводят ребенка в мир окружающей действительности», и это, конечно, относится как к здоровому, так и больному, обладающему неполноценной нервной системой ребенку. Но в чем, же своеобразие развития психики умственно отсталого ребенка?

Анализ работ, посвященных олигофрении, позволяет обнаружить две принципиально разные концепции развития.

Первая из них является более общепринятой. Она заключается в следующем: умственно отсталый ребенок более или менее успешно осваивает все простое, элементарное, но не может достигнуть высших уровней обобщения и абстракции, а может высот нравственной культуры. С этой точки зрения облик умственно отсталого ребенка предстает как бы в виде усеченного конуса. Какую бы сферу психики ни взять – всюду оказывается, что умственно отсталый ребенок не может достигнуть высшего, сложного. В соответствии с таким представлением выполнено большое количество различных экспериментальных исследований, в ходе которых действительно и обнаруживается указанная выше особенность. Эти данные соответствуют общепринятому положению, согласно которому ведущим недостатком умственно отсталых детей является слабость отвлечения и обобщения [11,c.247].

Иная концепция развития психики умственно отсталых детей создана советским психологом Л.С. Выготским. Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый последующий этап развития зависит от достигнутого ранее, Л.С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. «Неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т.е. из факта поражения его головного мозга. Поступать так значило бы игнорировать процесс развития. Отдельные симптомы не выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совершенно тождественном отношении к причине, породившей весь ряд», - пишет Л.С. Выготский [11, c. 250].

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л.С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно–педагогическому воздействию.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Роль темперамента в деятельности
В середине ХХ ст. интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления о влиянии темперамента на поведение и деятельность человека. Так, учеными школы Б.Ф. Теплова было ...

Сцены и их постановка
Стадия действия состоит в постановке сцен для разыгрывания. Сцена — это вполне определенная ситуация, воссозданная методом ролевой игры. Любая мыслимая ситуация может стать сценой. Это может быть сегодняшняя ситуация или имевшая место в п ...

Разрушительные модели поведения.
Мы - современные россияне - повторяем заблуждения наших отцов и прадедов. Наши предки научились считать себя жертва­ми природы, животных, соседей - всего, что окружает человека. Многие из нас унаследовали эту беспомощность, заслонившую гл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru