Когнитивная теория личности

Теории личности » Когнитивная теория личности

Страница 3

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детермированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции - обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие "поведенческий потенциал", которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости полкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других - нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детермированно внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого "фасада" нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В качестве элементов личности в бихивиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущи конкретному человеку, определяется его социальным опытом. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы - продукт общества, воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводиться только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. На ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активное подкрепление (смотря телевизор, видео), затем - манипулятивное (поиграть, порисовать), далее - посессиальное (от англ. - владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец - социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т.д.).

Если в рамках рефлекторного направления в поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным.

Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом "могу-не могу).А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: "могу", то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: "не могу", - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения. По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может, а чего не может сделать:

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Формирование мотивации совместной учебной деятельности.
Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них мотивации совместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной деятельности школьни ...

Проблемы межкультурной адаптации туристов
Пересмотр подходов к изучению проблем межкультурной адаптации в последнее время коснулся одной из самых больших категорий временных мигрантов — иностранных туристов. Традиционно рекреационные путешествия рассматривались как период спокойн ...

Психологический портрет конфликтной личности
Ни для кого не секрет, что существуют люди, которые сами провоцируют конфликты. Кто они? Конфликтные люди делится на две категории. Первая - гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно "вспыхнуть" по любому поводу, но, как пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru