1) Информационный блок общения
Цель - познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения актуальных проблем.
2) Интерактивный блок общения (игры на взаимодействие)
Участники вырабатывают стратегию совместных действий. Важнейшее условие - определение каждым участником своих сильных сторон в сотрудничестве:
- кто я: лидер или статист?
- умею ли я отстаивать свою точку зрения или пасую?
- имею ли мудрость признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации?
- готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю единолично нести груз ответственности и ошибок?
Во время проведения таких игр социальный педагог, что удалось играющим, какие аспекты взаимодействия еще требуют своего развития. Какова роль ведущего в интерактивном блоке общения? Что нового приобрели участники для себя, «прожив» разные роли в интерактивной игре?
3) Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание)
Перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека. Социальный педагог помогает детям учиться понимать внутренний мир человека его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Нужно научиться принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть – во всем согласными с нами. Именно перцептивная сторона общения, заложенная в тренинге, и вырабатывает умение принимать себя и других. В задачи игр этого блока входит: развивать у участников уважение к другим и самоуважение; научить преодолевать внутреннее беспокойство; учить поддерживать друг друга, доверять и доверяться; учить преуспевать без соперничества; верить, что все это необходимо и в школе.
Повышению эффективности коммуникативных умений младших школьников способствуют разрабатываемые социальными педагогами программы культурно-досуговой деятельности.
Программа досуговой деятельности, разрабатываемая социальным педагогом, должна основывать на четком понимании того, что она представляет собой некую социальную систему, объединяющую определенные подсистемы, а именно административно-структурную, экономико-технологическую, социальную, информационную. Только целеподчиненное взаимодействие всех подсистем программы позволит ей противодействовать всем внешним воздействиям и достигнуть поставленной цели.
Учитывая специфику социально-педагогических организаций, к которым относятся и досуговые центры, можно утверждать, что их технологическая подсистема в большой степени ориентирована на социальную подсистему, что подтверждает важность работы в этих организациях социального педагога.
В своей работе по организации культурно-досуговой деятельности социальный педагог должен ориентироваться на рынок социально-педагогических программ. Этот рынок понимается как совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов детей.
Как видим, социальный педагог может использовать такие формы и методы работы с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию всех составляющих процесса общения. Весь представленный в работе материал указывает на важное место социально педагога на любом этапе осуществления коммуникативного процесса.
Другие материалы:
Фрейд как основатель ложной теории и практики
Наверное, трудно найти в сфере психологии более скандальную и резонансную теорию, чем психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Она довольно быстро вышла за рамки собственно науки, оказав огромное влияние на культуру и искусство ХХ века. ...
Вывод
Можно сделать такие выводы:
1) Основные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к следующему. Сон — не перерыв в деятельности мозга, это просто иное состояние. Во время сна мозг проходит через ...
Особенности формирования профессиональной
направленности личности в период юности
В истории развития психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зр ...