Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Материалы » Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра » Опыт социально-педагогической деятельности по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра

Страница 4

Сбор информации о детях, участниках фольклорного ансамбля на базе досугового центра.

Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Домашний адрес.

Сведения о родителях.

Общая характеристика школьного психолога.

Сведения о каждом ребенке получали в результате использования следующих методов.

1. Беседа. Просьба рассказать о себе, о том, что нравится делать и почему.

Цель: установить контакт, расположить к себе ребенка, снять зажатость.

Оценить: насколько легко ребенок вступает в контакт с незнакомым человеком в новой обстановке, нуждается ли в присутствии родных (или другого близкого человека), чтобы чувствовать себя увереннее, общее речевое развитие (свободна ли речь, не вызывает ли затруднений поиск нужного слова и пр.), степень владения невербальными средствами коммуникации (мимика, жестикуляция и т.д.)

2. Попросить ребенка прочитать стихотворение, которое нравится, если ребенок запинался, вспоминал, можно повторить «как на концерте».

Цель: определить качественные характеристики речевого голоса (диапазон, тембр, выразительность, силу, полетность), проверить дикцию, артикуляцию.

3. Вспомнить любимую скороговорку (если не знает, предложить повторить). Рассказать ее три раза подряд в разных темпах: начать с комфортного и постепенно ускорить.

Цель: определение дикционных и артикуляционных трудностей.

4. Определение правильности произнесенной или написанной педагогом знакомой пословицы, поговорки или стихотворения.

Цель: определение наличия способности к слуховому и структурному анализу речевого построения.

Полученные результаты были зафиксированы на карточке каждого участника.

Обследование особенностей речевого развития проводилось по следующему плану (в соответствии с планом групповых и индивидуальных занятий фольклорной группы):

1) обследование состояния артикуляционного аппарата: нет ли явно выраженной патологии губ, языка, зубов и т.д.; проверка подвижности губ, языка, мимических мышц через выполнение разнообразных движений вслед за педагогом или по словесной инструкции;

2) обследование состояния мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус) через выполнение элементарных движений (нахмурить брови, надуть или втянуть щеки, зажмурить глаза по очереди, положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет, высунуть язык «лопаточкой», «иголочкой», и т.п.) или создание эмоциональных «масок» (удовольствие, «лимон», страх, радость, и т.п.).

3) при чтении стихотворения отмечаются особенности звукопроизношения, чувство ритма, качественные характеристики речевого голоса, интонации, а также невербальные средства выразительности;

4) обследование активного словаря через работу с текстами, синонимическими, антонимическими рядами и т.д.

- называние предметов и дополнение тематического ряда,

- определение обобщающих слов,

- употребление синонимов и антонимов при описании предметов, качеств, действий,

- игра «Все наоборот» (Скажу я слово «далеко», а вы мне слово - .(«близко»). Скажу я слово «высоко», а вы мне слово - .(«низко»)).

Результаты оценивались по трехбалльной шкале:

3 балла - высокий уровень - упражнение выполнено правильно, объем словаря соответствует возрасту;

2 балла - средний уровень - наблюдаются затруднения в подборе слов (антонимов, синонимов, родственных слов и т.п.);

1 балл - низкий уровень - упражнение не выполнено.

Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используют наблюдения за свободным общением детей, обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Сущность психотерапевтического процесса
В начале работы очень важно использовать технику «сведения проблемы к внутриличностной». Люди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам. Зачастую говорят «мы», «наше» вместо «я», «м ...

Профилактика и преодоление тревожности.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практики работы с тревожными детьми и подростками И.В. Дубровиной (37) были выделены принципы е ...

Понятие и значение конфликта
В литературе, в средствах массовой информации, на бытовом уровне можно встретить большое множество определений понятия конфликта. В среде специалистов, занимающихся изучением конфликтов, по-прежнему нет единой точки зрения относительно то ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru