Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»

Материалы » Формирование психологической культуры детей » Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура»

Страница 3

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует». [28]

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. [6] Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов. По Виноградову Г. С. термин «детский фольклор» обнимает собою всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых.[9]

Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. [31] В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. [32]

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений. [44]

Это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, его составляют:

· детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

· детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

· детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним. [9]

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Интеллектуальное сознание
В действительности, связи между верхними уровнями сознания у человека неизмеримо сложнее и запутаннее, чем в вышеприведенной метафоре с боевым кораблем. И если эмоциональный уровень сознания в целом подчинен интеллекту, то он все же доста ...

Внимание к другому - шаг толерантности
Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар. Для того чтобы качественно жить и ...

Сущность трансактного анализа Э.Берна
Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru