Типология характеров

Материалы » Формирование характера » Типология характеров

Страница 1

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1

. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2

. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3

. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Исторически первыми, получившими широкое распространение на протяжении многих столетий, являются типологии характера, в основе которых лежит учение о темпераментах, соединяющее в своих основах физиологический и соматический подходы. С точки зрения этой типологии, психическое своеобразие людей определяется либо особенностями физиологических процессов, либо соматическим типом строения организма — конституцией тела его габитусом, либо сочетанием тех и других качеств (Гиппократ, Гален, Ломбразо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

Вторая типология, основоположником которой является К. Юнг, связывает характеры с направленностью личности и выделяет ряд психосоциотипов. Психосоциотип,

с точки зрения К. Юнга, является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой.

К. Юнг выделяет четыре типа характера:

1

. Экстравертный - интровертный;

2

. Рационалистический - иррационалистический;

3

. Мыслительный (логик) - эмоциональный;

4

. Ощущающий (сенсорный) - интуитивный.

Каждый из этих четырех типов может входить в сочетание с любым другим, образуя новые типы характера.

В последнее время широкое распространение получила типология характера, связывающая его особенности с акцентуацией

- чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и совокупностей. (К. Леонгард, А. Е. Личко и др.).

Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере - характерология

, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.

Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика

(от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся: - Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям. - Конфликт ...

Художественная перцепция как процесс познания человека школьником
Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство. А.А.Леонтьев З ...

Трудности управления конфликтами в педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы. Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru