Опека и попечительство над детьми

Материалы » Формы воспитания детей без попечителей » Опека и попечительство над детьми

Страница 1

Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах, как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.[19]

Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет[20], а попечительство – над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет[21]. Разграничение понятия опеки и попечительства крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации[22], а также сделки по распоряжению средствами, законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а кроме того, они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя – попечителя.[23]

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживал в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеки или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Немаловажно, что назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица[24]. Закон запрещает быть опекунами (попечителями): а) несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия б) недееспособным лицам; в) лицам, лишенным родительских прав; г) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; д) лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; е) лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских правах; ж) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; з) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Игровая деятельность как средство социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времен. В настоящее время они широко используются лишь в сфере начального образования, средняя и высшая школа обращаются к ним очень редко. Игровая форма занятий создается при помо ...

Два подхода к исследованию темперамента
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию - структурный и типологический Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков характерологических черт личности. При этом мнения различных а ...

Типология характера К. Юнга
Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru