Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников

Страница 3

Разъяснение общественной значимости учения. Убеждение школьников в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии социалистического производства. Особенно важно разъяснить старшеклассникам роль науки как непосредственной производительной силы в современном обществе. Показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте общеобразовательного кругозора значительно повышается производительность труда, создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для механизации и автоматизации производства, а на этой основе и облегчения трудовых процессов, что применение науки ведет к революционным изменениям на производстве,— все это важнейшие элементы формирования понимания общественной значимости труда. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в учении [22, c. 73-75].

Разъяснение личностной значимости учения. Особые затруднения испытывают учителя при формировании у учащихся понимания личностной значимости успешного учения по всем учебным предметам. Если школьники довольно быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять. Например, когда ученики избирают технический профиль специализации, им приходится разъяснять роль и значение гуманитарного цикла предметов. При этом им надо показать, что в современных производственных коллективах важное место занимает общественная деятельность рабочих и служащих, что культурный кругозор становится важнейшим условием успешного вхождения личности в коллектив, ее участия во всех сферах деятельности. Отсутствие должного культурного и нравственного кругозора ставит личность в неблагоприятное положение. Еще в большей мере необходимо изучение цикла общественных наук, который создает условия для успешного участия в общественно-политической жизни общества, позволяет разобраться в событиях внутренней и международной жизни. Все эти, казалось бы само собой разумеющиеся для взрослого человека положения нуждаются в специальном аргументированном разъяснении ученикам [4, c. 145-147].

Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей. Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений в советской школе весьма разнообразен. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.

Итак, под интересом в психологии понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности. Интерес всегда так или иначе связан с эмоционально окрашенным мышлением и познанием объективно реальности. Такое отношение к познанию мира обуславливается, также функциями внимания, памяти, воли подростка, поэтому интерес служит одним из составных частей творчества человека. Знания при наличии устойчивого интереса усваиваются основательно и прочно, а при отсутствии интереса ребенок усваивает учебный материал с трудом, легко и быстро забывает. Качества интереса могут быть охарактеризованы широтой, глубиной, устойчивостью, силой и т.д. Развитие интереса у подростков определяется множеством причин, среди которых следует выделить интересы окружающих, близких ребенка, условия воспитания в школе, а также его собственную активность.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. У старшеклассников познавательный интерес занимает различное положение в структуре мотивов учения, чем в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.

Именно в старшем подростковом возрасте дети начинают связывать интерес к предмету с внешкольными интересами, то четко выражается в посещении ими различных секций при домах пионеров, культуры, дворцах, клубах. Однако интерес детей этого возраста характеризуется неустойчивостью, которую нельзя считать абсолютно отрицательной чертой подросткового возраста. Дети этого возраста «примеривают» себя к той или иной деятельности, ищут себя, поэтому их интерес к неопределенному, неизвестному тоже является необходимым компонентом развития интеллектуального уровня учащихся 7—8 классов. Заметно возрастает интерес подростков к происхождению живого, будущему человечества, к проблемам мирознания, что проявляется в их попытках по-своему объяснить явления окружающего мира. В этом возрасте наблюдается возрастание интереса детей к художественной литературе, театру, кино, к новейшим течениям в области музыки. Учителю очень важно суметь показать подлинную, красоту искусства, научить детей различать временное и мимолетное от истинно народного, общечеловеческого в культуре вообще, не выделяя его отдельные элементы. Одним словом, интересы детей к 7—9 классу начинают дифференцировать, что определяет некоторое сужение их объема и направленности.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Функции эмоций. Победительная функция эмоций
Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением, так как его ос ...

Учение З. Фрейда
Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа. В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: б ...

Межличностный конфликт на внутриличностной основе
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru