Условия профессионального и личного роста

Материалы » Условия профессионального и личного роста

В современных условиях хозяйствования наука управления представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое отражается на всех сторонах общества. Стремление оптимально организовать работу организаций побудило ученых разных областей знаний внимательно изучать механизмы и причины, за счет которых обеспечивается высокая эффективность производства.

Отличительной чертой исторического развития науки управления является ее последовательная психологизация. Известно, что первые рекомендации по научному управлению ("школа научного управления" Ф.У. Тейлора) носили жестко нормативный характер. При таком подходе работник нередко рассматривался как обособленная единица, элемент производственного процесса. Его социальная природа не принималась во внимание.

В 30-60-е годы ХХ века сложился новый этап эволюции менеджмента, получивший название "школы человеческих отношений". Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Организации стали рассматриваться как "социальные системы", а человек в них – как одно из центральных звеньев.

Начало ХХІ века, отмеченное огромными социальными изменениями, информационной революцией, ухудшением условий окружающей среды и усложнением межличностных отношений, предъявляет повышенные требования к психике человека, ее эластичности и активности. Взрывы глобальных кризисов последней четверти прошлого столетия поставили точку в судьбе индустриальной парадигмы. В гуманистическом постиндустриальном обществе на передний план выступает проблема человека. Речь идет об изменении места человека в процессе развития. Из средства (инструмента) развития он превращается в саму его цель, что придает самому человеку не декларативную, но сущностную ценность. Таким образом, в центре постиндустриальной парадигмы оказывается человек и идеалы его развития – психического, нравственного, духовного.

Таким образом, современная наука управления и организации производства разворачивается в сторону социализации и психологизации.

В настоящее время в нашей стране происходит интенсивный процесс преодоления технократического и административно-бюрократического методов управления и переход к гуманистическому, поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации. Это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Однако сам человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей.

Человек – существо социальное. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Однако возрастание роли субъективного фактора, способствующего оптимизации процесса развития личности, отнюдь не умаляет преобразующего воздействия на формирование личности объективных условий, отражающих природу и характер общественного строя, его экономических и социально-политических отношений. Участие личности в различных сферах этой деятельности не ограничивается постоянным воспроизведением однозначных по социальной направленности узкопрофессиональных функций. Напротив, предметно-деятельная сфера личности является источником всестороннего развития, ее интересов и способностей, основой накопления социального и нравственного опыта.

Это означает, что люди как главная производительная сила не могут быть лишь продуктом окружающей их социальной среды. Своими творческими усилиями они вносят серьезные изменения в эту среду, в систему производственных отношений.

Следовательно, деятельность личности в системе общественных отношений, включая производственные, предстает активно функционирующим фактором, способствующим прогрессу производительных сил. Производственные отношения нельзя рассматривать в качестве внешней необходимости, довлеющей над личностью. Они составляют необходимые и разнообразные в своих специфических проявлениях формы, в которых развивается коллективная и индивидуальная деятельность людей.

В сфере производственных отношений развиваются устойчивые формы взаимосвязи коллективной и индивидуальной деятельности, в процессе которой стимулируются инициатива и творчество людей, их нравственное развитие, что, в свою очередь, обогащает и совершенствует производственные отношения, создавая тем самым новые резервы и возможности для оптимизации совершенствования личности.

Поскольку организации можно определить как системы совместно работающих людей, различающихся профессионально-социальными функциями и положением в этой системе и объединенных для достижения общих целей, то перед нами неизбежно встает целый ряд не только собственно организационных, экономических, но и социально психологических проблем, успешное решение которых обусловливает высокую результативность жизнедеятельности организации.

В качестве гипотезы можно предположить приоритетное влияние индивидуальных потребностей личности – нравственных, материальных, профессиональных – на карьерный и личностный рост.

Основной целью данной работы является исследование тех необходимых условий, которые нацелены на пробуждение разнообразных способностей работников. А также определение путей создания таких условий, с тем, чтобы они в максимальной степени были использованы в процессе производства, а сам человек стремился бы к процветанию фирмы, в которой он работает и своему собственному личностному и профессиональному росту.

Основными задачами, способствующими достижению цели, является определение влияния мотивации, личностной самореализации, организационной культуры, социально-психологического климата в коллективе, стили лидерства и руководства на профессиональный и личностный рост человека, а так же влияния коммуникативных процессов на всестороннее развитие личности.

При этом предметом предпринятого исследования будут выступать психологические и социальные явления, включающие психологические факторы, обусловливающие эффективность, как деятельности менеджеров, так и отдельных работников. Объектом исследования будут выступать люди, входящие, в финансовом и юридическом отношениях, в самостоятельные организации и деятельность которых, подчинена общественно-полезным целям.

Работа построена на основе анализа теоретических и практических материалов по данному вопросу как зарубежных специалистов - психологов – Э. Берна, П. Фосиса, так и отечественных - В. Аверина, Б. Парыгина, А. Большакова, С. Хохеля и др., а также опыт работы отдельных предприятий.

В ходе работы будет не только проанализирован теоретический материал, но и приведены практические рекомендации с использованием различных методик, способствующих изучению и развитию управленческих и личностных особенностей.


Другие материалы:

Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства ма ...

Особенности коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...

Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии
Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей чело ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru