Термин «Я-концепция» (на английском «self-conception», дословно «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания.
Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Наше «Я» имеет пространственные и временные черты как точка между прошлым и будущим. Важным моментом является понятие силы «Я», которое было введено еще З.Фрейдом. Сила «Я» - это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем, прежде всего сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем ввиду сильное «Я», способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал [37, с.302].
Осознаваемо нами или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев, сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы.
Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида о себе. Я — концепция возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало другого человека» и так отлаживает, уточняет и корректирует образы своего Я [25, с.797].
Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует себя, свое поведение и особенности общения с ними, т.е. он анализирует, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа человек приходит к некоторому познанию своего Я. Такого рода представление о себе имеет существенное значение в процессе самовоспитания, т.к. анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать особенности своего характера, в том числе и негативные.
С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности
Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания - является одним из важных условий воспитания сознательного члена общества.
Человеческое «Я» является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре «Я» принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.
Я-Концепция включает в себя компоненты:
Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.
Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.
Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:
1) физическое Я - схема собственного тела;
2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Другие материалы:
Понятие о темпераменте
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, ...
Нейрофизиологические основы черт и типов
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это пока ...
Сущность психотерапевтического процесса
В начале работы очень важно использовать технику «сведения проблемы к внутриличностной».
Люди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам. Зачастую говорят «мы», «наше» вместо «я», «м ...