В данной схеме представлена Я-концепция в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, которая включает всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько связаны, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах осознания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно.
Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.
Р.Бернс определяет следующие функции.
1. Обеспечение внутренней согласованности.
Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает.
Пример того, что в своих действиях человек руководствуется представлениями о самом себе, приводит Р.Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизированного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объяснила это тем, она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего». То есть девочка привела его в соответствие с представлением о себе [4, с.182].
2. Я- концепция как интерпретация опыта.
Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему — это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох.
3. Я- концепция как источник ожиданий.
Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Другие материалы:
Определение путей
формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма.
Современный капитализм ...
Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы
Карл Густав Юнг развил сложную и одновременно чарующую теорию психологии и психотерапии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих проявлений. Созданная им аналитическая психология включает исследования христианства, псих ...
Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место
Профессия как система далеко выходит за пределы трудового поста, включая в свой состав качественно новые компоненты. Понятие про-
Есть принципиальные различия между очень популярной в настоящее время концепцией самоактуалпзации А. Масло} ...