Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, «блоки», «комплексы». Освободиться от них окончательно, вероятно, никому не удастся. Но знать о них и о том, как они действуют, как влияют на наше бытие, - это реальная задача.
Нашим главным инструментом при этом будет наш разум, точнее - одно его уникальное свойство, которое психологи называют рефлексией, то есть способностью человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей.
Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый может осознать:
· какие модели контакта он обычно использует в общении;
· какие эмоции при этом переживает и как они связаны с прошлым;
· как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.
Принципы переобучения.
Осознание и конструктивное изменение основного внутреннего направления Ч.Тойч называет переобучением или изменением жизненной программы.
Переобучение строится на пяти важных принципах:
1-й принцип.
Признание изначального совершенства жизни, ее законов и себя самого.
Основные трудности взаимодействия с окружающими нас людьми являются следствием искаженных представлений человека о жизни и себе самом (это и есть проявление деструктивных социальных установок). Джоэл и Чампион Тойч убеждены: добро естественно, а болезни, неудачи, преступления, боль и страдания неестественны.
На основе принципа, провозглашающего изначальное совершенство всего сущего, действуют три важных правила психогенетики:
· все, во что мы вовлечены, точно соответствует той стадии эволюции, на которой мы находимся;
· мы получаем от жизни только то, что необходимо, встречаемся и общаемся именно с теми людьми, в которых более всего нуждаемся;
· все происходящее с нами - во благо; любое неблагоприятное, даже несчастливое, событие имеет важный позитивный смысл, важно признать это и извлечь из него урок.
Главное следствие, вытекающее из этих правил, - быть благодарным жизни, себе самому и людям за то, что есть, пережито, достигнуто.
2-й принцип.
Безусловная уверенность в позитивном результате.
Если человек признает свое неведение и осознает генетические причины своего поведения, он может стать хозяином, а не жертвой несчастливых обстоятельств, обусловленных генетическим кодом.
При этом чрезвычайно значима безусловная уверенность в позитивном результате, которая складывается из следующих ключевых моментов:
· веры специалиста в самого себя, его убежденности в действенности применяемых методов и средств;
· веры клиента в специалиста, в избранные методы и средства;
· способности специалиста передать клиенту свое ощущение благополучия и здоровья; в противном случае исцеление невозможно: клиент, осознанно или подсознательно считающий себя больным, рано или поздно возвращается к исходному состоянию.
3-й принцип.
Осознание семейного генетического кода и динамики основного внутреннего направления возможно с помощью генограммы.
Генограмма - исключительно точный психогенетический метод. Генограмма строится на основе объективных фактов из истории семьи и позволяет:
· понять природу проблемы клиента и стратегию его переобучения, то есть осознанного преодоления лимитирующего генетического влияния;
· выделить словесные паттерны, передаваемые по наследству и увековечивающие родовые и семейные привычки в речи, как произносимые, так и непроизносимые, имеют потенциальную деструктивную и конструктивную силу и могут быть использованы для анализа и совершенствования взаимоотношений;
Другие материалы:
Восприятие пространства
В понятие «восприятие пространства» вкладывается двоякий смысл. Во-первых, это психическое отражение физического пространства как вместилища различных реальных физических объектов, включая самого наблюдателя. Указанные объекты могут предс ...
Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному
обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физ ...
Психодрама и её отличия, основные терапевтические принципы
Как ни парадоксально, но, пытаясь помочь людям найти себя в реальном мире, психотерапия укрывается в уединенных кабинетах. Поскольку психотерапевтическое воздействие должно помочь клиенту эффективно адаптироваться в жизни, можно было бы п ...