Типология межличностных конфликтов

Материалы » Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов » Типология межличностных конфликтов

Страница 2

4) скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

5) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

6) поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

7) родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними, т.е. противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение (С. Годник) (1, с. 358).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); «конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Основная масса детей школьного, а особенно подросткового возраста на первое место ставит непонимание родителями проблем ребенка, его внутренней позиции и только потом уже отмечаются социальные проявления негативного характера (аморальность семьи, физическое и моральное насилие, жесткая система наказании, гипер или гипоопека).

2. Конфликты в системе «ученик – ученик».

Наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных (1, с. 378).

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире) (1, с. 378). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс) (1, с. 378),

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важным становится не агрессия - способ достижения, а агрессия - самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению

К тому же в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической, что характерно для всей группы конфликтов «ученик – ученик».

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Девиантное и делинквентное поведение.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы п ...

Деятельностнаная теория личности
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушл ...

Типы групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования – постоянн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru