Одним из главных показателей родительского отношения являются личностные особенности родителя, отмечая при этом, что именно благодаря им, родители реализуют те или иные стили семейного воспитания.
Исследования говорят о том, что родитель с теми или иными чертами личности, как правило, будет реализовывать вполне определенный стиль или близкие стили родительского отношения. Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.
Ярким примером, подтверждающим влияние личностных особенностей родителей на реализуемый ими стиль родительского отношения является концепция шизофреногенной матери (Фромм – Райхманн, 1948).
Шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем. В конце концов, ребенок уступает и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, потворствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу.
Таким образом, шизофреногенная мать – это, прежде всего, набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:
1) спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;
2) экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;
3) «социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [4].
Шефер И.С.(1959) включил в свою модель семейного воспитания данные о личности родителей, полученные с помощью теста MMPI. В результате выявилась корреляционная связь между личностными факторами интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». По мнению автора, сочетания личностных особенностей и родительского отношения представляют собой варианты социального поведения человека [4].
Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного типа родительского отношения является показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» – осознание своей внутренней жизни родителями и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я» родителей. API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка [4].
Орвашел Г. (1980), говоря о влиянии личностных черт родителей на формирование стиля родительского отношения, обращает внимание на влияние таких особенностей родителей, как высокая личностная тревожность, которая проявляется, по мнению автора, в депрессивных состояниях. Депрессивные матери, по сравнению с нормальными, с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.
Исследуя особенности поведения матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.
Белоусова И.В. считает, что у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу нередко сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей [2].
Другие материалы:
«Программированное» старение
Представители теории «программированного» старения исходят из того, что функционирование живого организма запрограммировано природой лишь на период его активной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и спос ...
«Игры, изменяющие
сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровн ...
Потребность в
рождении и воспитании детей
Когда у тебя есть дети, ты живешь как собака, но умираешь как человек. А когда нет детей, живешь как человек, но умираешь как собака.
/ Русская пословица /
Человек наследовал свою биологию от животного мира. Природа диктует каждому живо ...