6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним и ускоренным интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают «больше сильны на словах, чем на деле» и рассуждают лучше, чем действуют. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – с поспешностью действий, безоглядно предпринимаемых как раз в тех ситуациях, когда требуются осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенные черты этого типа – низкая коммуникабельность, замкнутость, неразвитая способность к эмпатии. Шизоидные подростки, как правило, сторонятся сверстников, предпочитают находиться в уединении или в окружении более взрослых людей. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие интереса к ним, не склонны к сопереживанию и пониманию душевного состояния партнера по общению. Их внутренний мир наполнен различными фантазиями и грезами, которые «трудно выразить словами», в нем обнаруживаются особенные увлечения и хобби. Во внешних проявлениях своих чувств такие подростки достаточно сдержаны, кажутся скрытными и неискренними, в силу чего в своей возрастной группе попадают в «зону отчуждения».
8. Эпилептоидный тип. В раннем детстве подростки данного типа часто плачут, «изводя» окружающих, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Их типичные черты – жестокость, властность, гипертрофированное самолюбие. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы – стремятся установить свои жесткие правила, требуя беспрекословного подчинения, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей, грубом подавлении и страхе. При этом в условиях жестокого дисциплинарного режима они чувствуют себя на высоте, стараются угождать начальству, добиваясь определенных преимуществ перед сверстниками.
9. Истероидный тип. Эгоцентризм и жажда постоянного внимания к собственной персоне характеризуют подростков данного типа. Нередко у них выражена склонность к театрализации, позерству, рисовке. Такие дети не выносят, когда в их присутствии хвалят других или кому-то уделяют больше внимания, чем им самим. Их насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, добиваться похвалы и популярности любой ценой. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы завоевать признание, они выступают в группах в роли зачинщиков и заводил, постоянно «работают на публику». Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и обрести неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность к безделью и праздности, а также тягу к развлечениям. Их «приключения» могут принимать опасный и рискованный характер. У них отсутствуют какие-либо устойчивые интересы, в том числе и профессиональные, они практически не задумываются о собственном будущем. В силу указанных особенностей носителя этого типа акцентуации называют «слабовольным» или «слабохарактерным» человеком.
11. Конформный тип. Основной отличительный признак – «конъюнктурное поведение», бездумное подчинение любым авторитетам или воле большинства. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму во взглядах. Их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради собственных интересов легко отказывается от прежних убеждений и совершает предательство, но при этом всегда находит «моральное» оправдание своему поступку.[3]
Другие материалы:
Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольш ...
Резервы нашего сознания
Наше сознание таит в себе много тайн и загадок. Поэтому когда мы попадаем в очень тяжелые, критические или экстремальные ситуации, то очень часто скрытые, потенциальные возможности нашего организма проявляются самым неожиданным образом. Э ...
Младенчество
Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося ...