Мать в детско-родительских отношениях

Материалы » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Мать в детско-родительских отношениях

Страница 2

В современных условиях, пропагандирующих культ ребенка, каждая мама чувствует себя обязанной сделать ребенка абсолютно счастливым. В значительной мере это обусловлено популяризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизни взрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам в отношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливым непосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевных переживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходит именно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире [Наталия Кедрова, 2006]. В этом случае понятие "достаточно хорошей матери" играет очень значительную роль в организации материнской деятельности. Если мать хочет быть "идеальной", но, естественно, не достигает этого далекого и, возможно, в корне неверного идеала, то переживания ее ребенка будут актуализировать у нее чувство вины за свою несовершенность, несоответствие мнимому идеалу. А вот стремление стать "достаточно хорошей", возможно, будет толкать мать к самосовершенствованию в вопросе развития своего ребенка, к изучению и пониманию своих детей, поиску оптимальных, а не принятых методов воспитания. А переживания малыша будет вызывать у нее не чувство вины, а желание отыскать причину и помочь ребенку ее преодолеть.

Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами "быть мамой", начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины "быть достаточно хорошей матерью" формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

§ макроуровень – уровень общества;

§ мезоуровень – уровень родительской семьи;

§ микроуровень – уровень собственной семьи;

§ уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы "хорошей матери", установки "как надо" и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, - это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла
Виктор Франкл (родился в 1905 г.) — еще один выдающийся персонолог и психотерапевт нашего времени. Он вошел в психологию как основатель третьей Венской психотерапевтической школы. Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда, вторую ш ...

Развитие типов личности в исследованиях Айзенка
Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модсли (Maudsley Personality Inventory), или MPI, позволял оценить только E и N и давал некоторое ненулевое зна ...

Понятие интегрированного обучения
Ключевое представление интеграции заключается в том, что это многогранная проблема, отражающая синтез социальных, правовых, экономических, психологических и педагогических проблем. Интеграция рассматривается как одно из средств формирован ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru