Становясь матерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитное существо и что теперь она должна выполнять определенные обязанности по отношению к своему ребенку.
Таким образом, материнство можно определить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери с ребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостью воспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этого взаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, в которые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительские чувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом – стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологически здоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобы сформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиять на его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, если приложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельности или осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Эти идеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место в определении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей берет свое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная "теорией объектных отношений". Суть ее в том, что для психического развития человека решающее значение имеют его отношения с первичным объектом привязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от его отношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечи непомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку. Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной матери Т. М. Афанасьева пишет: "С одной стороны идеальная мать должна все свое внимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызвать восхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообще осуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной от этого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужих бед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всех сложностей реального бытия за стенами собственного дома" [Афанасьева Т.М., 1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какой должна быть мать? форум solaris dance
На этот вопрос попытался ответить английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел в психоанализ новое понятие "достаточно хорошая мать", сняв с женских плеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была в соответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводя ребенка.
"Достаточно хорошая", в понимании Винникотта, - это та, которая способна чувствовать малыша и адекватно удовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерных страхов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояние слияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступно любой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязывают жестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущение ребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы и наилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические и эмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщине возможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточно хорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют свои материнские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно со своими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой, раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей, как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д. Винникотт, 2004].
Другие материалы:
Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному
обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физ ...
Социальные факторы
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство ...
Угнетенность психики неизлечимыми недугами и ее преодоление
В последние десятилетия в мире резко возросло количество людей страдающих онкологическими заболеваниями. По мнению многих психологов (А.Ш. Тхостов, Н.Г. Кощуг, А.В. Гнездилов, В.Н. Герасименко) проблема человека находящегося в ситуации он ...