Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Материалы » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Страница 2

Одной из важнейших характеристик отцовства во все времена является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, подчеркивая, что одной из самых противоречивых и сложных является социальная роль отца.

Современная картина отцовства достаточно противоречива. С одной стороны ученые констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Интерпретация этих данных может быть самая разная вплоть до того, что происходит быстрое и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Исследования Т. А. Гурко (1997) говорят о том, что мужчины редко вносят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли и роли добытчиц.

С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение "новый отец", т.е. отец, активно принимающий участие в жизни своего ребенка. Такие отцы присутствуют при родах, берут на себя многие "материнские" заботы по уходу за малышом и вообще проводят с детьми очень много времени [3].

Фактически даже стиль воспитания изменился за последние несколько поколений. Современные отцы во многом менее авторитарны, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Однако для России в настоящее время это менее характерно, чем для европейских стран.

В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последнее время, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей [3].

Важно отметить, что отцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко, чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения [23]. В привычной для нас культурной среде отцу приписывается меньшее значение в деле первичной социализации ребенка.

Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что:

· отцовские функции биологически "объективно" менее значимы, их труднее конкретизировать;

· исторически отцовские функции институциализируются гораздо позднее;

· распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки (Овчарова Р.В., 2005).

Получается, что мужчина, став отцом, попросту не знает, что ему следует делать и как вести себя в новой для него ситуации. А если и знает, то социально и юридически его роль практически никак не подкреплена. При разводе у отца мало шансов оставить ребенка с собой, социальной поддержки отцам не оказывается, в целом о них беспокоятся гораздо меньше, чем о матерях. Следовательно, мужчина знает, что судьба его как отца никак не зависит от его заботы, личных качеств, а ребенок – это прежде всего проблема женская (Овчарова Р.В., 2005).

Тем не менее, отцовская роль все-таки предписывает мужчине выполнение некоторых определенных обязанностей. Существует несколько подходов к рассмотрению того, какие именно функции должен выполнять отец. Представителями психоаналитического направления выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимодействия отца и ребенка:

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Дезорганизация у студентов
Выше были описаны факторы, которые влияют на мобилизацию студентов. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне св ...

Типы групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования – постоянн ...

Проявление комплексов у студентов «ИСТ»
История психоанализа начинается с 1880, когда Й. Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru