1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви,
2) отец – как объект реализации потребности в безопасности и защите,
3) отец – как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека.
Н. Левальд рассматривает отца как единственного взрослого, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Ш. Брат подчеркивает также, что отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений.
Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является моделью, наблюдая за которой, ребенок учится.
В целом, выделяют следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца:
1. Отец как кормилец – исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины. Мальчиков с детства ориентируют на выполнение этой роли, которая дает семье необходимое чувство безопасности и уверенности.
2. Отец как защитник – также исторически закрепленная функция мужчины. Даже если в современном обществе отец не защищает ребенка от непосредственной военной опасности, тем не менее, он выполняет функцию социальной защиты, предоставляя своим детям возможности образования, обучения, выбора профессии, а также опосредованно через собственный социальный статус и экономический класс.
3. Отец как воспитатель – в этой роли отец не только прививает нормы и правила поведения, но и во многом может вносить вклад в профессиональный выбор ребенка, расширяя его кругозор, занимаясь, особенно с мальчиком, каким-либо совместным делом (Евсеенкова Ю.В., 2003).
Говоря о роли отца в наше время, хочется отметить, что усложнение структуры и усиление текучести брачно-семейных отношений вызвало к жизни новые отцовские роли и идентичности, которых раньше не знали или недооценивали: родные (биологические) отцы, приемные отцы, разведенные отцы, одинокие отцы, несовершеннолетние отцы и т.д. Эти категории (например, отчимов) существовали и раньше, но встречались значительно реже, чем сейчас. Между тем каждая из них имеет свои собственные социальные и психологические проблемы (Кон И.С., 1988). Безусловно, эти статусы переживаются по-разному и, скорее всего, по-разному интегрируются в мужскую идентичность. Однако эти предположения требуют эмпирических доказательств.
Делая вывод, можно говорить о том, что исторически сложившиеся роли и функции мужчин, а именно персонификация власти, кормилец, высший дисциплинатор, были перенесены в сферу отцовства в чистом виде. Первоначально отец был авторитарной, могущественной и соблюдающей строгую дистанцию с детьми фигурой, главой семьи, призванной содержать и защищать своих домочадцев. В настоящее время мы видим, что современное отцовство постепенно уходит от авторитарной власти и доминирования к демократическим отношениям в семье. Однако пережитки древних стереотипов, безусловно, играют свою роль в восприятии образа отца как абстракции силы, совести, долга и закона.
Другие материалы:
Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна
Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) наиболее известен как автор оригинальной субъектно-деятельностной концепции, обобщенной им в конце жизни в качестве новаторской философской антропологии. Начальный этап в создани ...
Сознание и
бессознательное
Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы. На вопрос ...
Теория психологии управления
Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый - психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее воздействие, в качестве которого выступают общество, его определе ...